Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Белоусова Алена
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 325

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 190

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 21:11

Конкурсы >> "Ванька, смотри!"


Работа

на краевой литературно – художественный  конкурс

«Ванька, смотри!»

 

Конкурсант  Белоусова Алёна

Место учёбы МБОУ «Павлозаводская СОШ» пос. Сибирские Огни

10 класс 

Домашний адрес пос. Сибирские Огни, ул. Садовая 28

Телефон 8 933 31 17 069

Номинация эссе

Преподаватель Завьялова Екатерина Ивановна

 

Выходцы из российской глубинки испокон веку прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов. Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой «деревенской прозы», по праву считаются мастерами русской литературы. При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей «малой родине». Он был человеком разносторонних дарований.

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича  Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

.Войдя в мир малой прозы В.М.Шукшина, так легко и покойно на душе! Его герои - простые деревенские люди – завораживают открытостью, прямолинейностью, честностью, житейской мудростью. Их каждодневный подвиг – прожить день по-человечески, мне кажется, уже подвигом. Они не хитрят, не пристраиваются, не мечтают о несбыточном, они живут теми заботами и хлопотами, которыми сполна пропитана деревня со своей бытовой неустроенностью, отсутствием цивилизации.

«Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит»,- писал Л.Н.Толстой.

Илья Муромец сказал, что поможет Ивану-дураку в пути, произнеся: «Ванька, смотри!».

Чего же Ивану опасаться?

Мир не так прост, как кажется на первый взгляд. Разглядеть людей с искренним сердцем, добрыми намерениями нелегко  только потому, что они не выпячивают себя, они скромны и не стремятся к признанию кем-то. Тогда как всё ненастоящее, неискреннее, злое выходит из тени первым и, проникая в душу человека, разрушает её и калечит. Оно-то как раз и нуждается в признании, оно много говорит, но ничего не делает, оно льстит, обманывает.  Поэтому нужно уметь разбираться в людях: «Смотри, Ванька, что делает человек, как живёт, не поддавайся на посылы и лесть!»

Ефим Бедарев в рассказе «Дождь на заре» лежит в районной больнице, он почернел от болезни, устал. Неожиданно к нему через окно заглянул Кирька. Пришёл попроведатьего и напомнить о делах Ефима. Кирька рассуждает о делах человеческих, о смерти неминуемой для любого.

Кто он? Прошлое Ефима, совесть его или просто земляк? И то, и другое, и третье. Всё давно прощено, но не забыто. Много зла сделал Ефим Кирьке. Много раз мог отомстить Кирька Ефиму, но не поднялась рука. Остался один вопрос без ответа: «Охота понять: чего ты добивался в жизни? … Ну прятал я хлеб, допустим. А почему у тебя душа-то болела? Он ведь мой, хлеб-то». Не понимает Кирька идейности Ефима. Чужое - не своё. Легче было забрать, чем вырастить. Раскулачили сёла, истребили крестьянина – труженика, и страна пухла и вымирала от голода. А был бы хлебушек сдобрен потом Ефима, уверена, Ефим был бы другим. Анисим Квасов в рассказе «Земляки» загнал до смерти свою же лошадку, но уже сданную в колхоз. Уже была она общественная, забота и тревога за неё не та.А была бы она его собственностью, скорее всего, поостерегся бы Анисим. Смотри, Ванька!. Думай!

Случайный попутчик Нины в рассказе «Кукушкины слёзки» похож на кукушку. Он свободный художник. Не понимает его Нина, что на земле вечно только небо, лес, степь… Она не считает, что всё бренно и невечно, не задаёт себе вопроса: «А дальше что?». Ей дорого всё, что её окружает. Она просто живёт, любит и радуется каждому дню. Это её родина, дом, семья. Нина поистине предана своей малой родине.

Герой рассказа «Два письма» видит во сне свою родину, деревню, откуда он давно уехал, получив высшее образование, исполнив свою мечту уехать из деревни. Но сейчас его это всё так тревожило, волновало, было до боли дорого. Он вспоминает, как с другом после окончания института приехал в деревню и от радости, что они дипломированные инженеры, напились. В белых рубашках, наутюженные, они выглядели по-городскому. Встретили знакомого, пыльного, грязного после полевых работ. Тогда носы задрали от гордости за себя. Но теперь ему было стыдно за себя и товарища. И пишет письмо товарищу, зовёт поехать на родину, но не как Николай Иванович, а как просто Колька! Пройтись по родным тропинкам, улицами, вдохнуть того воздуха, который так необходим, чтобы жить дальше.

Рабочий день закружил Николая Ивановича, чувства опять притупились и родилось другое письмо, письмо не Кольки, а Николая Ивановича. Это и есть ответ на вопрос, почему камень, брошенный Колькой во сне в колодец, не издал ни звука… Хочется спросить Николая Ивановича, почему он так раздвоился, когда же он был  искренним? Потерялся человек в лабиринте жизни. И живёт неискренне, и чувствует неискренне, и решает вопросы, завися от множества обстоятельств!

Думай, Ванька! Пословица гласит: «Где родился, там и сгодился».

В рассказе «Внутреннее содержание» тёзка нашего Ивана - дурака жил в городе и любил умничать, когда приезжал в отпуск в деревню, смотрел на всё свысока, судил обо всём легко и скоро, делал вид, что он теперь «шибко умный». Побывав с братом Сергеем на демонстрации мод, сделал вывод: не увидел в манекенщицах внутреннего содержания. Встретившись с девушками, показал такое своё внутреннее содержание перед ними, что младшему брату, жителю деревни, стало за него стыдно.  А Сергей как раз таки был скромным, молчаливым размеренным парнем, и именно это в нем ценно.

Думай, Ванька, думай! Жизнь прожить – не поле перейти! С кем тебе быть, с кем тебе жить и делить кров земной – зависит только от тебя!

Герой рассказа «Генерал Малафейкин» Семен Иваныч Малафейки, чтобы возвысить себя перед своим попутчиком в поезде, решил рассказать о своей жизни. Рассказал, что у него свой дом, водитель, много прислуги, одним словом, решил похвастаться. Но он не ожидал, что на верхней полке лежит его знакомый, с которым он вместе работал маляром-шабашником.

Смотри, Ванька! Врать - людей не стыдиться и Бога не бояться!

Кондрашин Геннадий Сергеевич, герой рассказа «Мнение» очень любил быть важным перед своими коллегами. Рассматривая газету, наткнулся на статью своего «шефуни», которая по его мнению была «трескотней». Поразительно было, когда Кондрашин, вызванный к  своему шефу, начал расхваливать статью.

Ванька, смотри!Кто умеет льстить, умеет и клеветать!

Сумел Василий Макарович  пробиться в наши души, смог задеть за живое. Какое произведение Василия Макаровича Шукшина мы бы ни взяли, в каждом чувствуется живое русское слово и душа народа. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. «Тревожная совесть» — так называли писателя. Раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, «неразрешимые» вопросы задавались с разной степенью напряженности. В его произведениях  можно найти трагическую безысходность и светлую печаль, крик души и скорбные думы о конечности бытия.

И остаются нам слова В. М. Шукшина: «нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле». С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Вверх
Copyright MyCorp © 2024