Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Женский почерк в современной прозе: лучшие женские романы
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 231

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 120

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 08.07.2020, 10:52

Круг чтения >>

Женский почерк в современной прозе: лучшие женские романы

Отбросим в сторону литературоведческие условности и скажем, что по гамбургскому счету вся литература делится на «талантливую» и «бездарную». Безотносительно от пола авторов произведений. Деление прозы на настоящую, под которой, естественно, подразумевается проза, созданная мужчинами- творцами, и женскую, вышедшую из-под пера авторов женского пола, - оскорбительно и для тех, и для других, так как из-за неверной оценочной ориентации размываются критерии определения «качества» литературных произведений. Однако деление литературы по полу до сих пор живуче не только в нашей стране, но и во всем мире. Не будем ломать копья по этому поводу, попробуем пристальней взглянуть на то, что у нас именуется «женской прозой».

Считается, что «женская проза» вышла из «дамского романа». На начальных этапах своего становления российский «дамский роман» во многом копировал западный «розовый роман». Но по мере развития традиционный любовный роман расширял свои рамки, все больше соединяя в себе жанры любовного, иронического и авантюрного романа. Модифицировались и функции «дамского романа». В отличие от сугубо развлекательной направленности массовой литературы на западе, в современном российском обществе «дамский роман» выполняет психотерапевтическую, стабилизирующую и познавательную функции. Расширенная тематика «дамского романа» позволяет критикам причислять к данному жанру авторов не только любовных повестей, но и писательниц, создающих криминальные и авантюрные романы. Так, в числе этих имен оказываются Виктория Токарева, Галина Щербакова, Анна Берсенева, Екатерина Вильмонт, Полина Дашкова, Татьяна Устинова и др. Наличие в «дамском романе» социально-психологических проблем неизбежно жанрово трансформируют его в «женскую прозу». Из этого следует, что границы этих двух форм женского творчества относительно расплывчаты.

Писательницы разрабатывали и продолжают разрабатывать проблемы, традиционно приписываемые женщинам, такие как быт, семья, дом, любовь. Вместе с тем, не отрицается факт существования новизны в женском творчестве, которая проявляется в особом авторском восприятии окружающего мира - в осмыслении действительности через женскую психику и жизненный опыт. Мелкость и узость тем, примитивность сюжетов характерны чаще всего для «дамского романа», а «женской прозе» присущи более высокий художественный уровень и разнообразие тем, сюжетов и жанров. Например, Мария Семенова свободно чувствует себя в жанре «фэнтези», а Людмила Петрушевская и Татьяна Толстая - на поле постмодернизма. Наличие в произведениях писательниц постмодернистских элементов свидетельствует о том, что «женская проза» развивается не обособлено, а в рамках современного литературного процесса, активно используя все его новые творческие приемы, жанры и формы. В результате «женская проза» стала классифицироваться критиками как многомерное и многоуровневое явление, включающее в себя элементы «высокой» прозы и «качественной» беллетристики и выводящее за свои пределы «дамский роман». Это определение распространяется как на отечественную «женскую прозу», так и на ее зарубежную «сестру».

Среди авторов российской «женской прозы» наибольшей популярностью у критиков пользуются уже упомянутые Людмила Петрушевская и Татьяна Толстая, а также Людмила Улицкая, Ольга Славникова, Нина Садур, Светлана Василенко, Дина Рубина... Но это у критиков. А вот среди читателей (точнее - читательниц, ведь что греха таить - «женскую прозу» предпочитают в основном женщины) не все так однозначно. Не будем здесь рассуждать о вкусах - тонком и не очень - широкой читательской аудитории, скажем лишь то, что за последнее время верхняя планка ее зрелости восприятия качественных произведений, созданных женщинами-авторами, заметно повысилась.

Выставка «Женский почерк в современной прозе: лучшие женские романы» предлагает читателям добротные отечественные и зарубежные произведения, написанные женщинами в разных жанрах, формах и на разные темы. Однако цель их одна - созидательная. Женщины, по природе своей, призваны своим творчеством оберегать и защищать, наводить мосты в отношениях, улучшать и гармонизировать существующий мир, а если понадобится - создать новый!

 

Вверх
Copyright MyCorp © 2020