Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Безопасный интернет. Дети и цифровая зависимость
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 326

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 09.05.2024, 08:54

Страничка методиста >> Сценарии и разработки >>

Безопасный интернет. Дети и цифровая зависимость

Скачать презентацию "Безопасный интернет" (pdf)

 

Слайд 1. Цифровая зависимость:

Это состояние, когда мы не можем контролировать свою потребность в использовании цифровых технологий. Это постоянная проверка телефона на наличие новых уведомлений, это часы, проведенные в социальных сетях или играх.

Слайд 2. Что представляет опасность для подростка в интернете:

  • Доступ к огромному количеству разнообразного контента. Здесь возможны неуместные, оскорбительные сообщения, комментарии, противоправный, деструктивный контент, опасные, вредные для здоровья или психики ребенка материалы и нежелательные контакты. Также подросток может случайно выдать личную информацию.
  • Сетевые манипуляции, вовлечение детей в преступную деятельность (Вербовка детей, опасные сообщества, обмен фотографиями).
  • Подделка сайтов, телефонные мошенники, мошенничество с банковскими картами, азартные игры онлайн.

При общении в сети Интернет несовершеннолетнему нужно понимать, что публичные высказывания, нарушающие требования закона, могут повлечь серьезные последствия, вплоть до привлечения его к административной и уголовной ответственности.

Слайд 3. На что нам нужно обратить внимание?

  • Ребенок отдаляется от реальности, от родителей, отдает предпочтение «виртуальному общению.
  • Ребенок зацикливается на конкретном сайте или игре.

Слайд. 4. Что же делать взрослым, если признаки цифровой зависимости налицо?

  • Установите ограничения на  время пользования интернетом.
  • Настройте функцию «Родительский контроль».
  • Разнообразьте список ваших домашних дел занятиями без интернета.

Слайд 5.  Почему это важно.

  • В 76% случаев дети используют Интернет для игр
  • В 70% дети используют Интернет для просмотра видео
  • В 67% дети используют Интернет для общения с друзьями
  • В 53% дети используют Интернет для подготовки к урокам
  • 80% опрошенных школьников не могут обойтись без смартфона
  • Почти 6 часов в среднем тратят в день на Интернет подростки в возрасте от 12 до 17 лет.

Слайд 6. Интернет все помнит: рассказываем о твоем цифровом следе

Вся оставленная вами информация в сети называется цифровым следом; даже если вы решите ничего не публиковать, ничего никому не писать, прочитанные и просмотренные посты будут формировать историю вашей активности в Интернет.

Современные смартфоны – те же самые компьютеры, которые обладают такими же функциями, а в чем-то даже их превосходят. Наши телефоны включены круглосуточно. И все это время они собирают о нас информацию.

Больше всех информацию собирают приложения соцсетей и мессенджеров. Фото, видео, история переписок, хобби и увлечения, даже места, в которых вы бываете – все это приложения собирают и хранят.

Все, что однажды попало в Интернет, остается там навсегда и удалить это невозможно.

Слайд 7. Для чего используется вся эта информация?

Соцсети, поисковые сайты, Интернет-магазины и прочие крупные Интернет-ресурсы собирают данные для того, чтобы потом показывать своим пользователям рекламу. Чем точнее реклама попадает в интересы и увлечения каждого конкретного пользователя, тем она качественнее и дороже.

За этими данными охотятся злоумышленники. Они могут использовать их для того, чтобы как можно больше узнать о жертве, выяснить, где человек работает, в каком банке у него открыт счет, как его зовут и так далее.

Соцсети собирают информацию буквально о каждой вашей активности. Под какими постами вы ставите лайки, сколько времени читаете новость, какие заголовки вам нравятся больше, с какими людьми вы дружите и общаетесь, какую музыку слушаете, какие видео вам нравятся. У соцсетей есть информация даже о том, что вы пишите и какие фото отправляете друзьям.

Слайд 8. Что должны знать и помнить дети

Не разговаривать с незнакомцами! И не только на улице, но и в сети

Среди пользователей сети скрываются преступники, у которых дети вызывают особый интерес, и чтобы добиться возможности стать ему другом, они могут представиться ровесником, поставить на аватарку чужую фотографию.

Слайд 9. Нужно опасаться незнакомцев в Интернете, которые:

  • Задают много вопросов о семье и личной жизни
  • Просят об одолжениях
  • Заставляют чувствовать вину, шантажируют или угрожают (все это умелая манипуляция сознанием).

Главные правила общения с незнакомцами в Интернете:

Страницы в социальных сетях лучше закрыть от посторонних. Это защитит личные данные от попадания в руки преступников. Как правило, информацию о себе, своих увлечениях, фото с друзьями и многое другое мы публикуем в соцсетях. Очень часто информацию о нас злоумышленники берут в открытом доступе.

Подросток должен быть особо внимателен, если в переписке его призывают к действию и пытаются подловить. Об этом свидетельствуют такие фразы, как: «А ты сможешь или тебе слабо?» «Все мои знакомые уже это делали, в этом нет ничего такого» и аналогичные. Такие фразы должны настораживать. Рекомендуется сразу блокировать подобные аккаунты.

Не соглашаться на встречу с людьми из Интернета. Под профилем ровесника могут сидеть настоящие преступники. Всегда сообщать своим родителям о своих друзьях из Интернета, а также о том, куда ребенок направляется, с кем собирается встретиться во избежание опасности.

Слайд 10. «Фишинг» – это распространенный вид мошенничества в Интернете с помощью подделки сайтов Интернет-магазина или соцсети.

Слайд 11. Как понять, что сайт - подделка:

Проверять адрес сайта. Мошенники рассчитывают на невнимательность пользователей и часто делают похожий на оригинал сайт. В адресной строке сайта может отличаться одна буква или символ.

Обращать внимание на предупреждение браузера о небезопасном сайте. Проверить, есть ли в адресной строке символ замка, если его нет, то это может быть признаком ненадежного сайта.

Внимательно смотреть на наполнение сайта. Зачастую сайты мошенников, где продается товар, который вы ищете, имеют ограниченный ассортимент товаров или вовсе могут быть одностраничными сайтами.

Обращайте внимание на правильность написания слов в текстах. Мошенники часто допускают ошибки в словах и тексте, так как делают сайты-подделки на скорую руку.

Слайд 12. Помни базовые правила «внимательного пользователя» Интернета:

Не вводить личные данные (имя, фамилию, номер телефона, домашний адрес, номера и пароли банковских карт, свои фотографии и пр.) на незнакомых сайтах и не сообщать их посторонним. Не размещать в Интернете лишнюю информацию о себе: где живете, где учитесь, какой дорогой ходите на уроки. Ссылки и неизвестные файлы, которые незнакомцы присылают в личных сообщениях  – не открывать.

Не пользуйтесь функцией некоторых сайтов вместо регистрации зайти через свой профиль в социальной сети. Если преступники получат доступ к профилю в соцсети, то они получат доступ и ко всем сайтам, куда вы через него заходили.

Дети не должны бояться рассказывать родителям о своих проблемах. Родители смогут помочь и подскажут, как надо поступить. Если ребенок подвергся травле в Интернете: сделать скриншоты, сообщить  о факте администрации сайта, на котором это происходит. Заблокировать обидчика. Не отвечать на издевательские сообщения.

Помнить, что из Интернета ничего не удаляется. Если не хотите, чтобы какие-то ваши фото или посты увидели все друзья и знакомые – лучше вообще их не выкладывать.

Не верить всему, что написано в Интернете. В сети много вранья, многие заголовки пишутся просто для того, чтобы привлечь внимание.

Соблюдать в Интернете все те же правила, которые мы соблюдаем в реальной жизни. Общаться вежливо.

Следить за галочками, которые ставим (разрешениями, которые даём сайтам и приложениям). Иногда кнопка «Ок», появившаяся на экране, означает полный доступ к вашему микрофону, камере или телефонной книге.

На незнакомые сайты лучше даже не заходить. Некоторые сайты способны самостоятельно устанавливать вредоносные программы и вирусы.

Вредоносные приложения: Фальшивые приложения крадут данные личного кабинета и получают доступ к мобильному или банковскому счету. Приложения-вымогатели – блокируют устройство и требуют перечисление денег за разблокировку. Денежные «пиявки» – программы со скрытой подпиской. Однажды купив подобную программу или совершив покупку с её помощью, можно обнаружить, что она оформила «полноценную» подписку и деньги теперь списываются регулярно.

Не устанавливайте на телефон или компьютер, приложение из непроверенного источника.

Не давайте приложениям разрешения, которые не нужны им для работы.

Следите за своими расходами в сети и за тем, какие подписки оформляют приложения.

Установите на компьютер и телефон антивирус.

Подключите на телефоне функцию защиты от спама.

Опасные публикации в социальной сети. Если обнаружили такое, направляйте обращение в органы власти: Роскомнадзор или  Единый реестр запрещённых сайтов. Или Лигу безопасного интернета.

Если столкнулись с мошенниками. Не принимайте поспешных решений. Они требуют от жертвы принять решение срочно, т.к. рассчитывают на то, что в спешке, панике или страхе человек утратит бдительность и охотнее согласится на перевод денег. В таком случае можно ответить: «Сейчас я все проверю и перезвоню вам», или «мне нужно время, чтобы подумать». Обычно этого времени хватает человеку, чтобы распознать мошенников, проверить информацию и не допустить ошибки. 

Банковские карты. Когда мы покупаем товары онлайн, банковские карты могут «привязываться» к онлайн-магазинам и даже социальным сетям. Обращайте внимание на галочку «сохранить данные карты» при совершении покупок. От этой опции лучше отказаться.

Обязательно нужно подключить уведомления для банковской карты. Если вы потеряли карту, то необходимо заблокировать ее сразу же.

Слайд 13. Лига безопасного интернета. Информация для детей и взрослых по теме – безопасное пространство Интернет.

В заключение:

Каждый родитель должен начать с себя. Вы можете подать хороший пример независимого поведения ребёнку и сами, сократив свой досуг перед экраном ноутбука или смартфона.

Ответственные взрослые должны обсудить меры ограничения пользования Интернетом, социальными сетями с классным руководителем своего ребёнка, чтобы педагог предложил их соблюдение на родительском собрании для всех учеников класса: установление единых подходов в школьном окружении каждого школьника будет способствовать более эффективной реализации ограничительных мер.

Источник:

Лига безопасного интернета. – Текст : электронный // URL: https://ligainternet.ru/ (дата обращения: 02.02.2024)

Материал подготовлен заведующей отделом автоматизации ПММБ им. И. Л. Шумилова Е. А. Ткаченко

Вверх
Copyright MyCorp © 2024