Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 325

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.05.2024, 05:26

Страничка методиста >>  Великие имена России

«Ф. М. Достоевский (1821–1881). Мир Достоевского»: коллекция Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина

Ещё по школьному курсу мы помним атмосферу первых повестей Достоевского. «Туман, слякоть. Из угрюмого, враждебного неба льёт дождь, или мокрый снег с него падает. Ветер воет в темноте». Мрачная, отъединённая тоска заполняет душу. И вместе с Достоевским начинаешь любить эту тоску какою-то особенною, болезненною любовью», – пишет В. Вересаев в издании «Живая жизнь: о Достоевском и Льве Толстом» (1922), электронную копию которого можно открыть на портале Президентской библиотеки.

На портале Президентской библиотеки представлена электронная коллекция «Ф. М. Достоевский (1821–1881). Мир Достоевского», в которую вошли материалы о жизни и творчестве писателя, исследовательские работы прошлого века и авторефераты диссертаций наших дней.

Фёдор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве, во флигеле Мариинской больницы для бедных, главным врачом которой был его отец – Михаил Достоевский. Мать — Мария Нечаева — происходила из среды московского купечества. Дети придерживались домашнего порядка, установленного отцом. В семье часто устраивали вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. Летом семья выезжала в небольшое поместье в селе Даровом Тульской губернии. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Хотя семья была небогата, детям старались дать хорошее образование. Отец сам преподавал им латынь, приходящие учителя — математику, французский язык и русскую словесность. После смерти матери в 1837 году Федора Достоевского и его старшего брата Михаила отправили учиться в Петербург — в Инженерное училище. Через 4 года Достоевский был произведён в подпоручики и покинул Инженерный замок, где находилось училище.

Он решил заняться литературой и посвятить этому все свое время.

О том, как его судьбой стала литература, можно прочесть в «Дневнике писателя за 1877 год» (1878): «Я жил в Петербурге, уже год как вышел в отставку из инженеров, сам не зная зачем… Был май месяц сорок пятого года. В начале зимы я начал вдруг «Бедных людей», мою первую повесть, до тех пор ничего ещё не писавши. Кончив повесть, я не знал, как с ней быть и кому отдать. Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д. В. Григоровича… <…> Зайдя ко мне, он сказал: «принесите рукопись», (сам он ещё не читал её): «Некрасов хочет к будущему году сборник издать, я ему покажу». Я снёс… <…> Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге… <…> Некрасов снёс рукопись Белинскому в тот же день». Успех был оглушительный! Вокруг начинающего прозаика почти сразу же сложился литературный кружок. Но молодой Достоевский искал ответы на «проклятые вопросы» и за гранью беллетристики: весной 1847 года он становится посетителем «пятниц» М. В. Петрашевского. Здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Император Николай I, заменив смертную казнь каторгой, потребовал инсценировать расстрел и объявить о помиловании в последний момент…Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

Об этом периоде жизни писателя рассказывается в статье литературного критика, историка А. Милюкова «Фёдор Михайлович Достоевский», опубликованной в одном из номеров исторического журнала «Русская старина» в 1881 году. Автор пишет: «Ф. М. Достоевский, благодаря своей энергии и никогда не покидавшей его вере в лучшую судьбу, перенёс тяжкое испытание каторжной жизни, хотя она отразилась на его здоровье. <…> Из всех рассказов Достоевского о его житии в каторге можно было видеть, какое он вынес оттуда впечатление. Если прежде своей ссылки он особенно любил подмечать тёплое чувство и симпатичные черты в бедной и приниженной среде, то теперь, кажется, ещё внимательнее всматривался в людей, отверженных обществом, и старался отыскать в них ту искру божию, о которой говорил в своих позднейших сочинениях». Посетив Достоевского в крепости, А. Милюков делится воспоминаниями: «Брякнули приклады ружей, и в сопровождении офицера вошли Ф. М. Достоевский и С. Ф. Дуров. Горячо пожали мы друг другу руки. Несмотря на восьмимесячное заключение в казематах, они почти не переменились: то же серьезное спокойствие на лицах <…>. Ни малейшей жалобы не высказали ни тот, ни другой на строгость суда или суровость приговора».

Впечатления от жизни в Омском остроге Федор Достоевский выразил в «Записках из Мертвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. Для современников Достоевского «Записки из Мертвого дома» стали настоящим откровением. Иван Тургенев сравнивал произведение с «Адом» Данте, Александр Герцен — с фреской «Страшный суд» работы Микеланджело. О жанре «Записок» литературоведы спорят до сих пор: с одной стороны, произведение строится на воспоминаниях автора и могло бы считаться мемуарами, с другой — Достоевский ввел в повесть вымышленного героя и не всегда придерживался фактической и хронологической точности.

Каторга, отмечали друзья-литераторы, не ожесточила писателя, а лишь ускорила созревание гражданских качеств. «Достоевский до Сибири – это молодой инженерный офицер, обнаруживший незаурядный литературный талант. <…> Из Сибири вернулся совершенно другой человек – не только великий писатель, дарование которого прошло закалку в горниле истинных, а не выдуманных страданий, но и человек несгибаемого гражданского мужества», – отмечает доктор филологических наук, профессор, директор Омского регионального центра изучения творчества Ф. М. Достоевского при ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Елена Алексеевна Акелькина в видеолекции «Духовное рождение Ф. М. Достоевского в Сибири: книга судьбы «Записки из Мертвого дома» (2014). По словам Елены Акелькиной «Это действительно книга судьбы».

К литературной деятельности Достоевский вернулся в начале 1860-х годов, и тогда общественность смогла увидеть произошедшие в нем перемены: «…в 1861 году основывается журнал «Время», фактическим редактором которого становится Фёдор Михайлович. Статьи его, печатавшиеся на страницах этого журнала, таким образом приобретают особый интерес, освещая личность и взгляды писателя в период, непосредственно следующий за его возвращением из Сибири; статьи эти дают материал для решения вопроса о том, в какой мере каторга переродила его юношеские убеждения»,– писал в 1917 году журнал «Современный мир». «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение этого периода.

Действительно, это время стало для Фёдора Михайловича стадией философского осмысления жизни, напряжённых поисков духовного пути в ней как отдельно взятого индивидуума, так и Державы в целом. В издании «Светила русской мысли. [Вып. 1]. Толстой, Достоевский, Влад. Соловьев» – 2 т. (1904–1905) в главе «Социология. Государство и социализм» трактуются такие взгляды Достоевского: «Народы слагаются и движутся силою иною <…>. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти – дух жизни, как говорит писание, «река воды живой», иссякновением которой так угрожает Апокалипсис». Достоевский считает, что к апокалипсису могут привести «бесы», революционеры без духовных корней, природу которых он исследует позже в романе «Бесы», а к изучению предпосылок их появления приступит ещё на каторге, в горниле которой выковывались его убеждения, изложенные в упоминавшемся выше издании.

Наиболее полно мировоззрение Достоевского и его гражданская позиция отразились на страницах журнала «Дневник писателя». Это ежемесячное философско-литературное издание с единственным автором, по своей концепции не имеющее аналогов, выросло из еженедельной рубрики в журнале «Гражданин». Достоевский говорил: «Я пишу мой «дневник», то есть записываю мои впечатления по поводу всего, что наиболее поражает меня в текущих событиях». Здесь же печатались художественные произведения самого классика, здесь он давал оценку литературному творчеству других авторов.

Проникший в глубины души русского человека, в сущность духа русского народа, Достоевский верил в него и в его будущее. В издании «Задачи русского народа» (1891), составленном по «Дневнику писателя», приводятся его слова: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».

«Поистине он любил свой русский народ, свойства котораго знал как никто и в его самых тяжёлых положениях, именно в тюрьмах и на каторге. Душевно он любил своё многострадальное Отечество, сам пострадавши очень много и страдая всю жизнь, не озлобился, но всех русских любил и всем русским служил своим талантом», – сказал юрист-международник барон Михаил Таубе в статье «Памятка о Ф. М. Достоевском» (1906).

«Достоевский прежде всех других заговорил о жизни, которая может биться под самыми душными формами, о человеческом достоинстве, которое сохраняется при самых невозможных условиях. <…> …Неизбежна – тревога за человеческое существо, как бы далеко оно ни отстояло от нас, невозможно – презрение к человеку, где бы мы его ни встретили», –отметил русский религиозный философ Василий Розанов в книге «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894).

В электронную коллекцию также вошли современные научные работы о литературном наследии классика. Среди них можно найти авторефераты диссертаций на темы:

О логике психологического анализа в ранних произведениях Ф. М. Достоевского : Роман "Униженные и оскорбленные" размышляет О. Даниленко в автореферате диссертации: «Психологический анализ в творчестве Ф. М. Достоевского формировался на основе глубокого философски-религиозного осмысления проблем совести, своеволия, свободы и страдания в человеческой судьбе, трагического несоответствия в бытийном мире идеального и реального». Именно на основе психологического подхода и философско-религиозного осмысления истоков духовности родились впоследствии великие романы Достоевского: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы», которые потом назвали «великим пятикнижием» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»). Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

В феврале 1881 года Федор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр. Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

В интереснейшем исследовании «Карамазовщина. Психологические параллели: Достоевский. Валерий Брюсов. В. В. Розанов. М. Арцыбашев» (1912) А. Закржевскому удалось сформулировать, в чём истинные сила и масштаб писателя: «Достоевский… стал вдохновением и отправной точкой почти всех наших писателей, поэтов, философов. И не в убожестве нашем, не в оскудении творческих сил нужно усматривать причину этого влияния, а в необычайно сильном родстве всего русского творчества с личностью Достоевского. В этом отношении Достоевский как бы является выразителем перед миром всех глубин русского духа, гениальным творцом всех бродящих, скрытых, таинственных его сил, живым символом загадочного царства русской души и народа, его исканий и его надежд. Ибо Достоевский – это вся Россия, ея душа, ея скрытая и стихийная сущность».

СМ также в Президентской библиотеке:

Видеоматериалы:

  • «Свое гнездо» Достоевского : [документальный фильм] - Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Новгородский государственный объединенный музей-заповедник : Новгородское областное телевидение, 2014. - Продолжительность: 18 мин 32 с.
  • Исторические доминанты новой русской литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок : [видеолекция] / Сокурова Ольга Борисовна, кандидат исторических наук [т. е. искусствоведения], доцент Института истории СПбГУ ; Президентская библиотека, [Отдел образовательных программ]. - Электронные данные (1 видеофайл). - Санкт-Петербург : Президентская библиотека, 2015. - (Видеолекторий «Знание о России». Факты и образы российской истории в произведениях русских писателей).- Продолжительность: 68 мин 40 с.

Видеолекторий «Знание о России»

Цикл Лекций «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского» доктора филологических наук , профессора Константина Баршата:

В социальной группе Вконтакте:

На youtube-канале Президентской библиотеки:

По материалам Президентской библиотеки и портала Культура

Вверх
Copyright MyCorp © 2024