Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Николай Васильевич Гоголь в материалах Президентской библиотеки
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 325

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.05.2024, 06:26

Страничка методиста >>  Великие имена России

Николай Васильевич Гоголь – в материалах Президентской библиотеки

Президентская библиотека представляет коллекцию «Н. В. Гоголь (1809–1852)». Структурно она состоит из трёх обширных разделов: «Жизнь и деятельность Н. В. Гоголя», «Творчество», «Память о писателе», в которых представлены его прижизненные издания о творчестве, а также исследовательские материалы середины XIX – начала XX века, которые пытаются истолковать жизнь сочинителя, проанализировать самые известные и самые спорные его произведения.

 

Кроме того, на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с редкими изобразительными материалами, такими как альбом «Портреты Н. В. Гоголя» (1909), собраны и изданы под наблюдением Общества любителей Российской словесности при Императорском Московском университете, его предваряют два наброска Ильи Репина, связанных с драматическими минутами жизни непревзойдённого мастера слова.

Автор предисловия М. Сперанский объясняет цель «настоящего собрания портретов Н. В. – «дать по возможности в точном воспроизведении материал для «иконографии» чествуемого писателя. В таком качестве на первом месте должны быть поставлены такие портреты писателя, которые были рисованы с натуры, что и должно быть засвидетельствовано более или  менее документально: время, обстановка создания такого портрета, имя художника составляют наиболее надежно его подлинность. Вторую группу портретов составляют такие, в которых художник писал если не с натуры, то на основании непосредственного наблюдения: он мог видеть Гоголя, изображая его по память, по тому впечатлению, которое оставило в нем личность писателя».

   

  1. Неизвестный художник, ок. 1827. Киев-Университет
  2. А. Веницианов, литогр., 1839 г
  3. Неизвестный художник, ок. 1836г.
  4. Ch. Mazer, каранд.,1840 г.

Николай Гоголь родился в 1809 году в селе Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок. «Отец его, Василий Афанасьевич, был человек очень неглупый, необыкновенно остроумный, много видавший и испытавший на своём веку, неистощимый балагур и рассказчик. В Васильевку беспрестанно собирались близкие и дальние соседи, гостеприимный хозяин радушно угощал их произведениями малороссийской кухни и потешал рассказами, приправленными солью чисто малороссийского юмора. Тут-то, среди этих соседей, нашёл Николай Васильевич прототипы своих Афанасиев Ивановичей, Иванов Никифоровичей, Шпанек, Голопузей и прочая, и прочая», – рассказывает писательница А. Анненская в книге «Н. В. Гоголь» (1891), представленной в электронном фонде Президентской библиотеки.

Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Рос Николай в любви и заботе. «С самого детства в нём не замечалось простодушной откровенности и сообщительности, всегда был он как-то странно скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил неспроста, облекая их какою-то таинственностью или скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства».

 В 1821 году Николай Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Он не был прилежным: часто отвлекался на уроках и занимался только перед экзаменами. Преподаватель латыни Иван Кулжинский вспоминал: «Он учился у меня три года и ничему не научился… Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает». Любимыми предметами будущего писателя были рисование и русская словесность. В Нежинском лицее Николай Гоголь лучше всех писал сочинения, играл на сцене, был избран редактором журнала «Звезда», который издавали лицеисты. Но было в нём что-то, запрятанное очень глубоко в душе, за что ровесники прозвали его «таинственным Карло».  

Мечты Гоголя раскрываются в «Письмах Д. Н. Овсянико-Куликовского»: «От ранней юности, – пишет Гоголь, – у меня была одна дорога, по которой я иду. Я был скрытен только потому, что не был глуп: вот и всё!». В издании «Опыт обзора материалов для биографии Н. В. Гоголя в юношескую пору» (1902) историк литературы Пётр Заболотский приводит мнение одного из учителей: «Гоголь был талантлив, но не узнан школой».

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Санкт-Петербург. С каким настроением  он отправился  в северную столицу, читаем в биографической трилогии В. П. Авенариуса «Ученические годы Гоголя. Вып. 3 Школа жизни великого юмориста»:

«…То были двадцатилетний Гоголь и его однолеток, однокашник и друг детства — Данилевский. Полгода назад — в июне 1828 года, — окончив вместе курс нежинской гимназии «высших наук» с чином четырнадцатого класса, они направлялись теперь в Петербург — один для гражданской карьеры, другой — для военной, для которой, впрочем, ему предстояло еще сперва одолеть военные науки в школе гвардейских подпрапорщиков.

… Великолепие и красота изумительные, неизобразимые!.. А это что в окошке магазина? Фу ты пропасть! Целый Монблан, Эльбрус книг самоновейших, неразрезанных, с свежим еще душком типографской краски, слаще амбры и мирры… Ай-ай-ай, что за миниатюрное издание! Душу отдать — и то мало… А там вдали что светится, играет таким ярким огнем, что перед ним все эти бесчисленные брызги ламп, свечей и фонарей как плошки меркнут? Не комета ли? Нет, адмиралтейский шпиль — путеводная звезда для всего Петербурга, для всей России!.. Черт тебя побери, Петербург, как ты хорош!

— Ты, Николай, сегодня что-то особенно в ударе, — прервал Данилевский разглагольствования своего друга-поэта. — Молчишь себе, молчишь, да вдруг прорвешься. Но видишь ты до сих пор один каменный бездушный город…

— Бездушный! Сам ты, душенька, бездушный, коли эти камни душе твоей ничего не говорят! Но вот тебе и люди: каждый в отдельности среди этих вековечных созданий человеческой мысли, человеческого искусства — мелкий, ничтожный мураш, но в массе — внушительная сила.

Все, вишь, останавливаются, озираются на одного человечка, который скромненько плетется по тротуару. Кто же сей? С виду он неказист и прост, но всякий его оглядывает с особенным почтением, всякий готов воскликнуть: «Да здравствует Гоголь! Нагл великий Гоголь!» Выкрикнул это будущий триумфатор с таким одушевлением, что поперхнулся, захлебнулся морозною струею ударившей ему прямо в лицо и в рот сиверки и жестоко раскашлялся. Данилевский поспешил усадить приятеля на место и спустить сверху рогожу в защиту от нового порыва ветра».

В 1829 году выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пушкин был первым, кто в печати приветствовал свежую, переливающуюся всеми красками беллетристику молодого автора.

 Заметили его и другие собратья по перу. Увлечённость украинскими традициями раскрыла в Гоголе талант этнографа и историка, чему посвящена работа Бориса Соколова «Гоголь-этнограф» (1910), электронная копия которой доступна на портале Президентской библиотеки.

Читатели ждали от дебютанта продолжения этой лёгкости и очарованности жизнью. Но из-под его руки выходили местами реалистически минорные, местами сатирические повести «Нос», «Тарас Бульба», «Шинель» и др. Последняя, согласно версии литературного критика Нестора Котляревского, помещённой в книге «Николай Васильевич Гоголь» (1909), родилась «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200». После пропажи заветного оружия он лёг в постель и уже не вставал; «он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Нестор Котляревский. «Она – первый по времени и один из самых законченных опытов того рода произведений, которые затем были очень распространены и имели большую общественную ценность. Это – страничка из истории "униженных и оскорблённых", тех самых, которых после Гоголя принял писатель Фёдор Иванович Достоевский».

Пушкин привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в «Современнике». Александр Сергеевич, как известно, подсказал молодому дарованию сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Однако общество оказалось неспособным принять его смелые новаторские произведения, поставленные на сцене Императорского театра в Петербурге.

Драматург Иван Щеглов в издании «Подвижник слова: новые материалы о Н. В. Гоголе» (1909) пишет «Недавно я попал в Александринский театр на „четырёхсотое“ представление "Ревизора" Гоголя… В антрактах гремели оглушительные аплодисменты, по окончании залу охватил настоящий ураган восторга; из лож махали платками, а когда потушили газ, кто-то из райка басом возопил: "Автора!"».

«Бедный, многострадальный автор "Ревизора"!» – восклицает автор и напоминает, что происходило на тех же самых подмостках 65 лет назад… «Это был невыносимо мучительный вечер для несчастного автора! Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение возрастало с каждым актом. Избранная публика негодовала: "Это – невозможность, клевета и фарс…"»

Не лучшая судьба, как известно, выпала и на долю «Женитьбы» Гоголя на первом представлении на сцене того же театра…

Большинством своих современников Гоголь был воспринят как классическая фигура писателя-сатирика. Сам он с горечью осознавал это и писал в «Авторской исповеди» (1847): «Я не знал ещё тогда, что моё имя в ходу только затем, чтобы попрекнуть друг друга и посмеяться друг над другом».

Иного Гоголя – религиозного мыслителя и публициста – современники увидели, когда были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), вызвавшие бурную полемику в литературном мире.

С каждым годом религиозные идеи крепли в сознании Николая Васильевича, стилистика его произведений постепенно менялась. Так, например, Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника». Автор продолжает: «Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытывало, но общий его характер незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений».

Писатель в своих будущих произведениях хотел создать образ духовно прекрасного человека в прямом, положительном образе, и для этого даже специально совершил путешествие в Святую Землю. Он думал «вымолить себе нравственное просветление на создание II тома своего заветного труда», узнаем мы из речи А. И. Воскресенского, произнесённой в память о писателе в 1902 году.

Николай Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н. В. Гоголя» (1900) пишет о том, что критики того времени с величайшей нетерпимостью отнеслись к тому, что Гоголь, их великий Гоголь, «глава натуральной школы», осмеливается верить в какого-то Бога… Виссарион Белинский даже панически предвещал: «На этом пути ожидает его неминуемое падение…»

Защитил писателя князь Пётр Вяземский, друг Пушкина, отметив, что некоторые места в книге могут стать вровень с лучшими образцами отечественной прозы. «Везде виден человек, который духовными исследованиями над собой и жизнью доискался многого и дошёл далеко», – отмечает Вяземский. На сторону защитника Гоголя встали Пётр Чаадаев и Аполлон Григорьев, который счёл публикацию переписки мужественным поступком, равного которому не было в русской литературе.

На Гоголя это «мучительнейшее писательское иго – отодвинутое во времени признание – ложилось с особенной тяжестью», – замечает Иван Щеглов в исследовании «Подвижник слова: новые материалы о Н. В. Гоголе».

Со временем у писателя стали появляться признаки душевного нездоровья, и в состоянии резкого обострения он в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде лишь пять глав). Утром 21 февраля (по старому стилю) 1852 года Гоголь скончался.

Источник материала: Региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки в Алтайском крае

Вверх
Copyright MyCorp © 2024