Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Тайна смерти Михаила Лермонтова
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 325

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 02.05.2024, 14:43

Страничка методиста >>  Великие имена России

ТАЙНА СМЕРТИ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА

27 июля – день памяти М. Ю. Лермонтова, одного из самых глубоких и неразгаданных поэтов России. Как писал А. И. Герцен, поэт поехал на Кавказ навстречу своему фатальному предвидению скорого финала.

Существует легенда, что акушерка, принимавшая роды у Марии Лермонтовой (урождённой Арсеньевой), предсказала, что её сына ждёт насильственная смерть. На 27-м году жизни известный русский поэт Михаил Лермонтов действительно погиб на дуэли от руки давнего приятеля Николая Мартынова.

Смертельный поединок состоялся 27 (15 по старому стилю) июля 1841 года, но даже спустя 180 лет продолжаются споры, из-за чего произошла дуэль и что на самом деле случилось в момент её проведения. Президентская библиотека представляет издания, которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, касающиеся одного из самых трагических событий XIX века.

Версия 1: «Пустяшная» ссора

http://lermontov-lit.ru/images/bio-3251/3251-34_56.jpgЗа два дня до роковых событий – 25 июля (13 июля) 1841 года – Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из известных домов Пятигорска. Это был дом генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

 

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями». Ничто не предвещало беды: гости общались, играла музыка.

Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей – её слова приведены в книге Маргариты Николевой «М. Лермонтов: биографический очерк»: «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоём (Пушкин и Лермонтов. – Ред.) острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много. Но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, называя его montagnard au grand poignard (фр. «горец с большим кинжалом». – Ред.)».

Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».

С этого момента началась череда загадок – однозначного понимания, что дальше случилось между приятелями, как происходил вызов на дуэль, а также является ли именно этот случай в их отношениях роковым, нет.

Вечером 27 июля у подножия горы Машук началась дуэль. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.

«Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде: «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали «сходись». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти весёлого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и начал прицеливаться. Столыпин крикнул: «Или стреляйте, или мы вас разведём!». Мартынов выстрелил. Лермонтов упал, как подкошенный, не сделав никакого движения», – приводятся воспоминания очевидца Александра Васильчикова в книге «М. Лермонтов: биографический очерк»

Подробные обстоятельства этой трагедии приводятся в электронной копии издания 1939 года «М. Ю. Лермонтов: статьи и материалы» в статье «Суд над убийцами Лермонтова (Дело штаба отдельного Кавказского корпуса и показания Н. С. Мартынова)». Из неё, в частности, можно узнать, что противник поэта Николай Мартынов на следствии защищался. Он утверждал, что это убийство не было преднамеренным: «Поединок этот был совершенно случайный. <…> Злобы я к нему никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться».

Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события складывались иначе – впоследствии на это будет указывать ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов. В вопросах о секундантах также есть разночтения. Официально, на суде, подсудимые показали, что секундантов было двое: корнет Глебов у Мартынова, князь Васильчиков у Лермонтова. На самом деле оба они были секундантами Мартынова. Со стороны Лермонтова доверенными лицами выступили Столыпин и Трубецкой, упоминание которых во время процесса могло серьезно им повредить. Однако о них говорится в записках сына Мартынова. Таким образом, судебный процесс шел против Мартынова, Глебова и Васильчикова. Им нужно было согласовать свои показания, благо для этого была возможность: они беспрепятственно могли переписываться. В 1871 году Васильчиков также оставил воспоминания о дуэли, и там есть отрывки о Столыпине и Трубецком. Правда, согласно этим мемуарам, на стороне Мартынова были Столыпин и Глебов, на стороне Лермонтова — Васильчиков и Трубецкой.

С места дуэли Мартынов поехал к коменданту Пятигорска, чтобы заявить о произошедшем. После смертельного выстрела разразилась страшная гроза. Тело Михаила Лермонтова оставили на месте дуэли, где оно пролежало под проливным дождём несколько часов. Лишь ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой. На месте дуэли не было ни врача, ни экипажа. Это считают свидетельством того, что секунданты были уверены: поединок окажется формальным, и по его окончании все отправятся на именины князя Владимира Голицына, которые отмечались в этот же день.

По одной из главных версий дуэль между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым стала логичным завершением их непростых взаимоотношений.

Версия 2: Подстрекательство

Ещё одна версия – Николая Мартынова долго подстрекали на убийство. По воспоминаниям людей, знавших Лермонтова в Пятигорске, характер поэта отличался некоторой двойственностью. С близкими друзьями он был добр и внимателен, с прочими — «заносчив». Кроме того, он был «шалун в полном ребяческом смысле», и современники отмечали, что он быстро оказался в центре внимания местного общества. То есть, недоброжелателей у поэта было много. Среди них – и тот самый князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя приятелем Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, который тоже неоднократно подвергался насмешкам со стороны Лермонтова, искал возможности подстроить ссору своего обидчика с кем-нибудь. «Сперва его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов над ним издевается, но тот отказался со словами: «У меня рука не подымется на такого человека», – рассказывается в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова», представленной на портале Президентской библиотеки.

Версия 3: Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I

В советское время стала популярной версия, что избавиться от поэта хотели «поборники самодержавия», и конфликт стал хорошим поводом. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят такие доказательства:

После громкой истории вокруг дуэли с Барантом Николай I демонстративно велел не поощрять Лермонтова за боевые заслуги — не «изволил изъявить монаршего согласия» на представление к ордену Святого Станислава за храбрость, проявленную Лермонтовым в сражении при Валерике, а затем отказал в награде за осеннюю экспедицию 1840 года. «Собаке — собачья смерть»: по преданию, именно эти слова сказал российский император Николай I, узнав, что Лермонтов убит. Свидетельства об этом, что естественно, были напечатаны гораздо позднее 1841 года; публикаторы, Павел Вяземский и Петр Бартенев, опирались на слышанные ими рассказы. Другие авторы по-другому передавали слова Николая: «Высшие» же сферы отнеслись к гибели поэта с чувством полного удовлетворения. Царь встретил известие о смерти его позорной фразой: «туда ему и дорога», и сделал всё для облегчения участи убийцы поэта: он смягчил постановление суда, назначил только три месяца тюрьмы с зачётом предварительного заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», – подчеркивается в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».

Нужно иметь в виду, что официально дуэли были в то время запрещены, но на практике это был распространенный способ защиты поруганной чести. Манифест Николая I от 25 июня 1839 года устанавливал за дуэли серьезные наказания: тот противник, выстрел которого привел к смертельному исходу, подлежал лишению всех прав состояния, наказанию шпицрутенами и ссылке в каторжную работу. То есть дуэль приравнивалась к убийству. Секунданты отвечали перед законом как сообщники и соучастники. По тому, как велось следствие, можно понять, что и приговор по всей строгости вынесен не был. Все трое были преданы военному суду, что в случае дуэли влекло более мягкий приговор.

Окончательное решение в делах, которые рассматривал военный суд, принимал император после предоставления ему всех документов. Николай I «высочайше повелеть соизволил: майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».

Срок церковного покаяния был определен в 15 лет. Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.

Существовала версия и о противоположной реакции императора; он якобы произнес что-то вроде: «Получено с Кавказа горестное известие. Лермонтов убит на дуэли. Жаль его! Это поэт, подававший великие надежды». Противоречие, скорее всего, объясняется просто: Николай произнес обе фразы, каждую для своей аудитории.

Версия 4: В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

Но и на этом версии о дуэли и гибели Лермонтова не заканчиваются. Так, есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошёл из-за женщины, а также, что в поэта стрелял вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, затаившийся неподалёку. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ.

 Узнать больше о трагической смерти великого поэта можно в изданиях Президентской библиотеки, представленных в коллекции «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)». Электронная подборка также содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.

https://www.prlib.ru/sites/default/files/styles/book_section_large/public/img/collection/38eacbda5f03a8c1293cb6f7fa497d46.jpg?itok=px9H4gxp 

Информационно-методический вебинар для центров удаленного доступа к ресурсам Президентской библиотеки «Михаил Юрьевич Лермонтов: 205 лет со дня рождения», подготовленный специалистами Отдела обслуживания пользователей Президентской библиотеки, раскроет  интересные факты из жизни поэта, из материалов электронного фонда Президентской библиотеки. Запись встречи доступна на YouTube-канале учреждения.

При подготовке были использованы материалы:

  • Тайна смерти Михаила Лермонтова: Президентская библиотека представляет воспоминания очевидцев. – Текст : электронный // Президентская библиотека : электронная национальная библиотека : сайт. – URL: https://www.prlib.ru/news/1319185. – Дата публикации: 21.07.2021.
  • Минушкина, Е. Дело отставного майора Мартынова / Е. Минушкина. – Текст : электронный // Дилетант : сайт. – URL: https://diletant.media/articles/45255363/#. –  Дата публикации: 08.06.2019.

 

Вверх
Copyright MyCorp © 2024