Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Великая забытая война (продолжение)
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 325

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 04.05.2024, 08:29

Страничка методиста >> Методическая копилка >>


Великая забытая война (продолжение)

Слайд 15.

В то время главными национальными символическими фигурами, воплощавшими народный патриотизм, стали казаки, более близкие к народной аудитории по своему социальному облику. Так, например, Кузьма Крючков — реальный герой, убивший в кавалерийской атаке нескольких немцев, превратился в персонаж лубочной пропаганды — почти мифическую фигуру, собирательный образ лихого русского казака. Кто же такой Кузьма Фирсович Крючков и почему он оказался одним из главных претендентов на роль символа? Донской казак (род. ок. 1890 г.), первый георгиевский кавалер в войну 1914–1918 гг., к ее концу он имел два Георгиевских креста и две медали, т. е. даже не стал кавалером полного банта, хотя и был первым, получившим крест 4-й степени. Дослужился до звания подхорунжего. Его именем были названы папиросы и пароход, портреты печатались на первых страницах журналов, подвиг был запечатлен на многочисленных плакатах и лубках. Показательно, что на фронт, чтобы специально познакомиться с героем, приезжали столичные дамы. В Гражданскую казак К. Крючков сражался против большевиков. За боевые отличия в восстании против них на Дону был произведен в чин хорунжего. Погиб он в 1919 г. в бою под д. Лопуховка Саратовской губернии[22].

Слайд 16.  Автор «мертвой петли», основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров, который 26 августа 1914 г. впервые в истории совершил воздушный таран и сбил двухместный австрийский самолет-разведчик. О его подвиге и трагической гибели широко извещали газеты. «…Как-то совсем неожиданно на глаза мне попался клочок газетной бумаги, — записал в своем дневнике офицер Л. Войтоловский. — Чувство брезгливости боролось во мне с нахлынувшим любопытством; я не видал уже газеты около трех недель и колебался недолго. В этом обрывке “Нового времени”, которое я узнал по шрифту, я прочитал о смерти штабс-капитана Нестерова. Было подробно описано его столкновение в воздухе с австрийским летчиком, завершившееся гибелью обоих пилотов. Сообщение было несколько раз перечитано вслух, и все заговорили о Нестерове».

Слайд 17. Героиня Первой мировой сестра милосердия Римма Михайловна Иванова прославилась не только тем, что оказывала помощь раненым непосредственно на передовой, под огнем неприятеля. Когда командир роты и все офицеры были убиты, она приняла на себя командование и повела солдат на штурм вражеской траншеи, во время которого была смертельно ранена. Награжденная посмертно офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени, Иванова оказалась единственной женщиной (если не считать учредившую орден императрицу Екатерину II), удостоенной этой высокой награды.

Слайд 18.Георгиевским кавалером еще до создания знаменитого «батальона смерти» стала женщина — доброволец Первой мировой войны Мария Леонтьевна Бочкарева — фигура действительно символическая.

Кампания 1918 года

В начале 1918 года государства обеих коалиций нуждались в скорейшем выходе из войны.

В этот период началось наращивание американских сил в Европе: в марте 1918 г. во Франции находилось уже 320 тыс. американских военнослужащих. Осенью 1917 года Верховное командование Антанты  создаёт объединенный орган — Высший военный совет, членами которого стали главы правительств и представители Генеральных штабов. Председателем этого совета был назначен французский генерал Ф. Фош.

Переломным моментом в кампании 1918 г. стало июльское сражение на Марне («вторая Марна»). В конце сентября войска союзников перешли в общее наступление против Германии. В нем уже участвовали две армии США численностью 1 млн. 200 тыс. человек. Под ударами превосходящих сил германские войска начали со 2 октября повсеместный отход. В ходе отступления они применили тактику «выжженной земли», разрушая дороги, мосты, линии связи.

5 октября германский канцлер Макс Баденский обратился к президенту США Вудро Вильсону с просьбой о немедленном заключении перемирия. Примеру Германии последовали Австро-Венгрия и Турция. Союзники не спешили с ответом, который последовал только через месяц, 5 ноября. К этому моменту капитулировала Турция (30 октября) и Австро-Венгрия (3 ноября).

 В условиях всеобщего поражения на всех фронтах и революционного брожения внутри страны, правительство Германии было вынуждено сдаться. 11 ноября в Компьенском лесу близ станции Ретонд во Франции было подписано перемирие, по условиям которого немецкая армия и флот обязаны были очистить все оккупированные территории (за исключением России), разоружались и демобилизовывались. Рейнская область оккупировалась войсками союзников. Помимо артиллерийских орудий, самолетов, боевых кораблей Германия передавала победителям 5 тыс. паровозов, 150 тыс. вагонов, 5 тыс. грузовиков.

В 11 часов 11 ноября по Гринвичу в Париже и Лондоне — в столицах держав-победительниц прозвучал орудийный салют в 101 выстрел. Мировая война, продолжавшаяся 1568 дней, окончилась. Общие потери всех воюющих стран составили 9,5 млн. человек убитыми и умершими от ран, 20 млн человек ранеными.

Австро-Венгерская и Османская империи распались. На их месте был образован ряд новых государств.

Слайд 19. Победа Антанты была закреплена на Версальской мирной конференции 8 января 1919 г. Подписанный победителями 28 июня 1918 г. мирный договор с Германией содержал следующие условия. Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, передавала Бельгии округа Мальмеди и Эйпен, Дании — часть Шлезвига,  Польше — Познань, часть Силезии и территории Западной Пруссии. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом» под управлением Лиги наций, в результате чего территория Данцигского коридора отделяла Восточную Пруссию от остальной Германии. Мемель (Клайпеда) передавался в ведение Лиги наций. Вдоль западных границ Германии устанавливалась Рейнская демилитаризованная зона. Шахты Саарского угольного бассейна передавались в собственность Франции, сама же область переходила на 15 лет под управление Лиги наций. В целом Германия потеряла 1/8 часть своей довоенной территории.

Лига наций – международная организация (прототип ООН), созданная в 1919 году государствами победителями в I Мировой войне и их союзниками (всего 31 страна), а также 13 нейтральными государствами. Позже в нее вступила и Германия, которая в 1933 году, начав подготовку к новой войне, наряду с Японией вышла из ее состава. В 1934 году в Лигу наций был принят Советский Союз. В 1939 году в связи с началом II Мировой войны Лига наций фактически прекратила свою деятельность.

Кроме того, у Германии были отняты все колонии и собственность за пределами страны. В стране отменялась всеобщая воинская повинность, распускался генеральный штаб, армия ограничивалась 100 тыс. человек, ей запрещалось иметь подводные лодки и военную авиацию. Кроме того, на Германию были возложены репарации, общая сумма которых, определенная в 1921 г. на Лондонской конференции, составила 132 млрд. марок золотом. Все эти меры должны были воспрепятствовать возрождению Германии как великой державы.

Слайд 20. Отдельные мирные договоры были подписаны с бывшими союзниками Германии. Сен-Жерменский договор с Австрией запрещал ей объединение с Германией, фиксировал передачу ее территорий в пользу Италии, Румынии, вновь образованной Чехословакии. Договорами с Болгарией и Венгрией часть их территорий передавалась Королевству сербов, хорватов и словенцев, а также Румынии. Дележ «турецкого наследства» был произведен в соответствии с Севрским договором 10 августа 1920 г. Великобритания получила мандат на управление Палестиной, Трансиорданией (нынешней Иорданией) и Ираком. Франция — на управление Сирией и Ливаном. К Греции отходила Восточная Фракия, европейский берег Дарданелл, Галлиполийский полуостров. Мраморное море, Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для всех судов.

Что касается России, то бывшие союзники не сочли нужным пригласить ее представителей участвовать в мирной конференции. Более того, статья 117 Версальского договора обязывала Германию признавать все договора союзников с государствами, которые «образовались или образуются на всей или части территорий бывшей Российской империи». Таким образом, расчленение России или отторжение от нее части территорий входило в планы заседавших в Версале творцов нового мирового порядка.

Подписание Версальского мирного договора положило начало формированию новой мировой политической системы, и многие политики надеялись, что она навсегда ликвидирует возможность возникновения новых войн и конфликтов. К несчастью, провидцем оказался главнокомандующий войсками Антанты маршал Фош, тогда же заявивший: «Это не мир. Это перемирие на двадцать лет».

Слайд 21.  В последующий период война, которая в дореволюционной России получила название Второй Отечественной, была, по оценке Президента Российской Федерации В.В. Путина, «незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти…». В стране не было установлено ни одного достойного общенационального памятника героям и жертвам Первой мировой войны. В настоящее время в России развернулось общественное движение за восстановление и увековечение исторической памяти о мужестве и самопожертвовании тех, кто отдал жизнь за Отечество в этой войне

Слайд 22. В 2013 г. создан Оргкомитет по подготовке к столетию ее начала, принято принципиальное решение об установке в Москве на Поклонной горе памятника ее героям. 1 августа 2013 г. в России впервые отмечался День памяти русских воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны 1914-1918 годов. Есть и другие памятники, установленные генералам и героям Первой мировой войны.

Слайд 23. Памятник генералу Брусилову.

Слайд 24. Иметь награды старой русской армии при советской власти было небезопасно. Тем не менее во время Великой Отечественной войны многие солдаты — участники Первой мировой — с гордостью носили георгиевские знаки отличия: в обеих войнах врагом была Германия… Так, полный Георгиевский кавалер донской казак Константин Иосифович Недорубов в Великую Отечественную был удостоен звания Героя Советского Союза, но при этом так и не стал символом ни одной из двух войн, в которых проявил доблесть. Слайд 25, слайд 26.

Слайд 27. Сегодня наше государство исходит из того, что мировое сообщество должно переосмыслить уроки Первой мировой войны не для сведения «исторических счетов» и деления ее участников на победителей и побежденных. Что касается России, то, по словам Президента В.В. Путина, «для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

В мировой истории тоже осталось  символы Первой мировой войны.

Вечный огонь

Старейшим Вечным огнём считают огонь в мемориале неизвестного солдата в триумфальной арке в Париже – он горит с1921 года и напоминает о погибших солдатах Первой мировой войны.

Красный мак (англ. Remembrance poppy, подразумевается мак самосейка) — символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии — жертв всех военных и гражданских вооруженных конфликтов, начиная  с1914 года.

Идея использовать красный мак как символ памяти принадлежит Моине Майкл, преподавательнице Университета ДжорджииСША. В ноябре 1918 года под впечатлением от поэмы канадского военного врача Джона Маккрея «На полях Фландрии » (1915), начинающейся словами:

 

"На полях Фландрии между крестами
Качает ветер мак рядами…"

   

она написала собственное стихотворение «Мы сохраним веру», где поклялась всегда носить красный мак в память о погибших в Первой мировой войне. После 1918 года Моина Майкл занималась финансовой поддержкой недееспособных ветеранов войны. Для того, чтобы собрать необходимые средства, Майкл предложила продавать искусственные маки из шёлка.

Впервые символ был использован Американским легионом для памяти американских солдат, погибших во время Первой мировой войны. Символ распространён в странах Содружества — Великобритании и её бывших колониях.

В мае 2014 года символ красного мака впервые использован на Украине в ходе мероприятий, приуроченных к годовщине окончания Великой Отечественной войны, заменив собой Георгиевскую ленточку однако часть населения не одобряет данную инициативу.

Голубь символ  первой мировой войны

В новейшее время голубиная связь широко применялась во франко-прусской войне 1870—1871 годов. К началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов в русских инженерных войсках появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века почти во всех европейских государствах пользовались голубями для военных целей, для чего содержали особые военные голубятни в крепостях и городах. В большинстве европейских государств частные общества были обязаны в случае войны передавать своих голубей в руки военного ведомства.
Голубиная связь использовалась в войсках в конце XIX — начале XX веков, включая Первую мировую войну, гражданскую войну 1918—1920 годов и Вторую мировую войну. Так, во время Первой мировой войны в немецкой армии существовали специальные роты голубиной почты. Известен факт, когда за большие заслуги в Первой мировой войне звание полковника английской армии было присвоено почтовому голубю № 888, который был похоронен после смерти со всеми воинскими почестями. Развитие проводной и особенно радиосвязи вытеснило голубиную связь в военном деле.
Во время первой мировой войны экипажи использовали голубей как элементарные черные ящики. Записывали свои координаты на сообщение и выпускали голубей.

Голуби–фотографы. Данный способ аэрофотосъемки был изобретён и запатентован в 1907 году немецким аптекарем Джулиусом Нойбрённером. На почтового голубя надевалось небольшое эластичное крепление с миниатюрной (около 40 г.) камерой с автоспуском на 30 снимков.
Голуби приняли участие в Первой мировой войне, проведя несколько успешных операций. А в 1930 году в Мюнхене немецкая армия тренировала голубей, которые могли делать по 200 снимков за вылет. Вскоре о таком подразделении заявила и Франция, а во время 2–ой Мировой использовала их и Япония. С развитием воздушного транспорта подобный способ съемки почти канул в Лету.


Первая мировая в художественной литературе

Всем вышесказанным объясняется тот парадоксальный факт, что крупнейшее потрясение начала ХХ в. — Первая мировая война — в отечественной художественной литературе в отличие от зарубежной, осталась  «в тени». В основном она была отражена в полухудожественных-полумемуарных произведениях малоизвестных авторов, выходивших в годы самой войны и сразу после ее окончания, которые не оставили заметного следа в литературе, хотя в качестве исторического источника представляют немалую ценность. Что касается произведений крупных советских писателей, то в них она, как правило,  проходила второстепенным фоном, так как их военная проза была посвящена преимущественно революции и Гражданской войне. В то же время на Западе, Первая мировая породила целый поток произведений, созданных в  период 1920–1930-х гг. и ставших классическими. В них проявились две противоположные тенденции. Одна из них, антимилитаристская, которую тесно связывают с получившим самостоятельную жизнь термином «потерянное поколение», предостерегала и предупреждала об опасности развязывания новой мировой войныа, вторая, напротив, психологически готовила войну, романтизируя и воспевая ее и подстегивая (особенно в Германии) реваншистские и милитаристские настроения. Бессмысленность «мировой бойни» была наиболее очевидна именно со стороны победителей. Эту позицию — в действительности массовую для непосредственных участников боевых действий — выражали писатели, которые сами еще недавно сидели в окопах в роли «пушечного мяса», а затем стали «голосом» своего поколения.

Одни исследователи считают, что к литературе «потерянного поколения» относятся все произведения о Первой мировой войне, которые вышли в свет в конце 1920-х — начале 1930-х гг., хотя и мировоззрение их авторов, и сами эти книги довольно разные. Другие включают в эту категорию лишь произведения, отражающие «вполне определенное умонастроение, некий комплекс чувств и идей» о том, что «мир жесток, что идеалы рухнули, что в послевоенной действительности нет места для правды и справедливости и что тот, кто прошел через войну, уже не может вернуться к обычной жизни. Но и в том и в другом случае речь идет о литературе, посвященной именно Первой мировой.

Что же такое «потерянное поколение» (или, в другой интерпретации, «погибшее поколение»? Это выражение, прозвучавшее в случайном разговоре применительно к молодежи, побывавшей на войне, и ставшее одним из самых распространенных литературных ярлыков ХХ столетия, получило известность благодаря Э.Хемингуэю, сделавшему его эпиграфом своего романа «Фиеста» («И восходит солнце»), вышедшего в свет в 1926 г. Однако, наиболее ярким выразителем мировоззрения «потерянного поколения» с его антивоенным пафосом, считается другой писатель — Эрих Мария Ремарк. Обычно в этой связи вспоминают его роман «На Западном фронте без перемен», который открывается эпиграфом, в котором также звучит слово «поколение»: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Есть у Ремарка и другой роман — с символическим названием «Возвращение», об «отсроченных» последствиях войны, где с почти медицинской точностью описаны симптомы, признаки и проявления посттравматического синдрома у вернувшихся с войны фронтовиков. Антивоенный пафос этого произведения отражает в первую очередь мировоззрение автора. Ремарк дает полное и подробное описание клинической картины «посттравматических стрессовых расстройств», в которую идеально укладываются ощущения, переживания и поведение его героев, страдающих крайней возбудимостью, раздражительностью, взрывными агрессивными реакциями, приступами депрессии, разного рода психогенными истерическими расстройствами, склонностью к суициду, и т. д. Кстати, в советской литературе межвоенного периода весьма ярким (но при этом едва ли не единственным) произведением, отразившим данное явление и соответствующий тип «потерянного» героя, а точнее — героини, стал рассказ Алексея Толстого «Гадюка» (1928 г.) — об участнице Гражданской войны, так и не сумевшей адаптироваться к послевоенным реалиям. И в этом случае Первая мировая оказалась «заслонена» последующими, более значимыми и драматичными для русского сознания событиями.

Наиболее известным представителем другой — милитаристской тенденции в литературе стал Эрнст Юнгер — идейный антипод Ремарка, «певец войны», ее романтики, героического начала, чудовищного напряжения моральных сил человека и преодоления трудностей. В своем автобиографическом романе «В стальных грозах», созданном на основе дневниковых записей, он убеждает читателей в том, что война — самое естественное проявление человеческой жизни, что только она может принести народу обновление, а без нее начинают преобладать застой и вырождение. Именно в военных условиях человек проявляет свою истинную сущность, являя себя миру во время «танца на острие клинка», в момент пребывания между бытием и небытием.  При этом чужая жизнь лишается какой-либо ценности, утрачивает всяческое значение: на войне управляет не разум, а глубинные «первородные» инстинкты — желание ощутить запах и вкус крови, принять участие в охоте на себе подобных.  «Наша работа — убивать, — пишет он, — и наш долг — делать эту работу хорошо». Война со всеми ее ужасами, страданиями и преступлениями интерпретируется им как приключение, высшее испытание человеческих качеств. По его мнению, война сама по себе есть оправдание любых действий. Эти взгляды убедительно характеризуют психологию «адреналиновых наркоманов», людей, зараженных «вирусом войны», больных «военным синдромом».

Первая мировая война в историческом контексте показывает и учит нас тому, что великая страна может исчезнуть с карты мира в результате отсутствия взаимопонимания внутри власти и общества.

В наше время можно увидеть тревожные тенденции, подобные предвоенным событиям, когда общественные и финансовые круги, манипулируя общественным мнением и дискредитируя российские ценности, настоящее и будущее, стимулируют раскол в обществе. Именно на примере Первой мировой и последующего времени, мы видим тот громадный исторический урок, который не должен пройти напрасно.

Силовые линии, которые сейчас оттесняют Россию на северо-восток Евразии, удивительно похожи на те самые, что проявлялись перед Первой мировой. Это отбрасывание России в тундру, подальше от Балтики, от Черного моря, это отторжение Кавказа, это восточный вопрос, который отнюдь не остался в ХIХ веке.

Именно эти традиционные конфигурации были главным. Стратегические точки планеты были предметом самых драматических столкновений, как на дипломатическом, так и на военном уровне. Нет ничего нового на этом свете. Но только тот, кто хорошо знает историю, способен адекватно встретить вызовы грядущего.

Список используемой литературы:

         1. Алексеев А. Мир как промежуток между войнами: Предыстория Первой мировой войны   // Наука и жизнь.­­- 2014, №5.-  с.2-11

         2. Багрин Е.А. Пульс войны // Школьная библиотека сегодня и завтра.-2014.-  №9.- с.49-53

         3.  Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. Л., 1988. (Б-ка поэта. Большая сер.). с. 213, с.233      

         4.Леонов Н.С. Великая война: геополитическая катастрофа вместо близкой победы //  Русский дом.-  2014.-  №8.- с.18-19

          5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

          6. Методические рекомендации Российского военно-исторического общества  для Всероссийского открытого урока, посвящённого 100-летию Первой мировой войны (http://bit.ly/1A3yOBB).

                Материал подготовлен заведующей отделом  методического

руководства и комплектования Косихиной Н.А.

Вверх
Copyright MyCorp © 2024