Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 326

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.05.2024, 10:38

Главная » 2021 » Октябрь » 5 » К 90-летию со дня рождения Юлиана Семенова
11:21
К 90-летию со дня рождения Юлиана Семенова

8 октября 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения основоположника российского политического детектива Юлиана Семёнова (1931–1993). В отечественную литературу прозаик вошёл как автор остросюжетных повестей и романов «Петровка, 38», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить», «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны» и других. При этом многие из них автобиографичны. Все эти произведения были экранизированы, что принесло автору ещё большую известность.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с обширной электронной коллекцией «Юлиан Семёнов (1931–1993)», которая включает самые разные материалы, иллюстрирующие яркую жизнь и активную творческую и общественную деятельность писателя. Это цифровые копии книг, рукописей, статей, писем, архивных документов и фотографий.

Юлиан Семенов (Ляндрес) родился 8 октября 1931 года в Москве. Отец — Семён Александрович Ляндрес (1907—1968) — советский государственный деятель, организатор издательского дела, редактор, литературовед. Мать — Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина), учительница истории.

В 1949 году Юлиан Семёнов поступил в Институт востоковедения, однако в 1952-м, после ареста отца, по обвинению в «пособничестве троцкистскому диверсанту Бухарину» (осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по 58 статье («контрреволюционные действия»), освобождён по амнистии в апреле 1954 года), был исключён из института как «сын врага народа». Рассказывают, что сына заставляли отречься от отца, но он не сделал этого. Два года он разгружал вагоны по ночам, а на заработок собирал передачи отцу. В его первой книге «Дипломатический агент» есть сцена обыска, она — целиком автобиографическая.

 Юлик, как его обычно звали друзья, записался в секцию бокса спортивного клуба «Спартак». Драться учился обстоятельно и азартно. Как говорят, из него мог получиться хороший боксер. Когда возникла нужда в деньгах, Юлиан решил поучаствовать в платных боях. В то время в Москве 

уже существовали подпольные бойцовские клубы. Когда говорили: «Юлик, пойдешь в нокаут! Этот парень должен победить», Семенов по правилам клуба отправлялся в нокаут и получал за это деньги. В одном из таких боев ему сломали нос. «Но что там сломанный нос, — смеялся он потом, — когда в кармане целая тридцатка!».

А еще он был завсегдатаем популярного в те годы «Коктейль-холла» на Тверской. Окружающие считали юношу настоящим плейбоем и стилягой! Семенов приходил в зеленом пиджаке с заплатками на рукавах — это было супермодно. Он постоянно посещал все рестораны и танцверанды Москвы и всюду слыл своим человеком, обходя по несколько заведений за один вечер. Юлик сделал себе модную прическу, назвав ее «буги-вуги октава», и водил с собой собаку, которую обрил и покрасил в зеленый цвет.

В 1954 году восстановлен в институте, в том же году успешно сдал госэкзамены и был рекомендован в аспирантуру Московского государственного университета, затем работал старшим лаборантом на историческом факультете МГУ и преподавал там же язык пушту (помимо восточных языков пушту и дари, он владел также несколькими европейскими языками).

В апреле 1955 года начинает пробовать себя в журналистике — пишет очерки и репортажи для «Огонька», а также первые рассказы, но их пока не публикует.

Начинал писатель как газетчик – умный, напористый, не боящийся дальних командировок. Одним из его первых крупных заданий на журналистском поприще  стала командировка от популярного еженедельника «Огонек» в Таджикистан, откуда он писал об охотниках на тигров. Результатом его многочисленных командировок по Средней Азии и Сибири в качестве корреспондента «Огонька» и «Правды», помимо журналистских репортажей, становится цикл из пяти лирических рассказов о геологах (впервые опубликован под названием «Пять рассказов из жизни геолога Н.И. Рябининой» в журнале «Знамя» в 1958 году, впоследствии несколько раз переиздавался в авторских сборниках под названием «Путь в новогоднюю ночь»).

В 1955—1959 гг. несколько раз посещает Афганистан с дипломатическими миссиями, в которых работает переводчиком с пушту и английского. Издает сборник переводов афганских сказок, тогда-то и появляется псевдоним Семенов, то есть сын Семена.  По мотивам афганских сказок пишет сценарий мультипликационного фильма «Маленький Шего» (выходит в 1956 году на студии «Союзмультфильм»). Работа переводчиком в Афганистане нашла своё отражение в первой книге Семёнова — повести «Дипломатический агент» (1959) — это повесть о человеке удивительной, трагической судьбы, одного из первых русских востоковедов, Иване Виткевиче. Повесть о человеке, которого высшие сановники царской России считали государственным преступником; агенты лондонского Интеллидженс сервис — блестящим русским разведчиком; мудрый Гумбольдт и гениальный Пушкин — замечательным ученым. А люди Кара-Кумов и снежного Гиндукуша знали, что Виткевич — человек зоркого глаза, большого ума и доброго сердца.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. основным лейтмотивом творчества Семёнова продолжают оставаться лирическая проза и репортаж. Рассказы и очерки о полярниках, строителях Южно-Сибирской магистрали, повести о героических буднях лётчиков Заполярья и забайкальских золотодобытчиков (цикл рассказов «Будни и праздники» и повесть «При исполнении служебных обязанностей» незамедлительно экранизированы).

Юлиан Семенов и заслуженный летчик СССР, Герой Советского Союза Илья Мазурук на дрейфующей станции "Северный полюс" : [фотография]. - 1961.  Взято https://vk.com/dva_kapitana_pskov

Побывав в 1967 году на дрейфующей станции «Северный полюс – 15», будущий литератор пишет в «Правду» статью «Эта прекрасная, прекрасная, прекрасная Арктика» (1967): «Артика, кто хоть раз побывал в ней, становится своего рода болезнью, Высокой болезнью. И если попробовать проанализировать сумму «вирусов» этой Высокой болезни, то получится картина в высшей мере интересная: как в человеческом, так и в общегосударственном срезе…».

Его стиль отличался большой субъективностью и эмоциональностью, чем было принято в то время, и его явно привлекали экзотические и опасные задания.

 «В редакции журнала «Знамя» на Тверском бульваре, в большой комнате у окна сидел крепкий парень с обликом то ли боксера, то ли борца-средневеса, в брезентовых брюках, толстом свитере и в бороде под Хемингуэя, которого обожал», — таким многие писатели и журналисты запомнили молодого Семенова.

Позже эти первые газетные впечатления воплотятся в рассказы. И не удивляет, что в предисловии к сборнику «Новеллы» (1966) Ю. Семёнов делится с читателями установкой: «Писатель обязан быть бродягой – в самом, конечно же, лучшем смысле этого слова. Но когда ты, волею обстоятельств, лишен возможности ездить по стране и жить среди тех людей, которые рождаются впоследствии вторично – как герои твоих романов, тогда особенно ярко и остро вспоминаешь свои бродяжничества – и восхитительную Якутию, и заснеженное тихое Закопане. Отсюда – рассказ „…В горах моё сердце“».

В 1960 году Юлиан Семёнов принят в Союз писателей СССР. В 1962—67 годах входит в состав редколлегии журнала «Москва». В течение всех 1960-х продолжает активно ездить по стране и миру в качестве корреспондента «Огонька», «Правды», «Литературной газеты», «Комсомольской правды», «Смены».

 

Дальний Восток, Монголия, Северный полюс, Финляндия, Польша, Чехословакия, ГДР, Западный Берлин, Ирак, Ливан, Вьетнам, Лаос, Япония, Сингапур, Малайзия, Австралия, Аргентина, Франция, Испания, Португалия… И каждая поездка, помимо газетных репортажей, приносит темы и материалы для будущих книг.

В 1963—1965 годах Юлиан Семёнов пишет три произведения, давшие начало трём наиболее знаменитым циклам писателя:

повестью «Петровка, 38» (1963) открыт детективный цикл о полковнике Владиславе Костенко;

рассказом «Дождь в водосточных трубах» (1964) и повестью «Дунечка и Никита» (1965, экранизирована в 1966-м) — о журналисте Дмитрии Степанове;

романом «Пароль не нужен» (1965, экранизирован в 1967-м) — о разведчике Максиме Исаеве. Вот что сам автор писал о рождении своего героя:

«Когда я задумал первую книгу из цикла политических хроник о Штирлице, я больше всего думал о том, как организовать исторический материал. Я считал, что сделать это можно, лишь пропустив события сквозь героя, сплавив воедино категорию интереса и политического анализа, исторической структуры и судьбы человека, оказавшегося в яростной круговерти громадных событий прожитого нами пятидесятилетия. История нашей Родины такова, что человек, родившийся вместе с двадцатым веком, должен был пройти через события революции, Гражданской войны, испанской трагедии, Великой Отечественной войны. Как быстролётен — с точки зрения исторической ретроспективы — этот пятидесятилетний миг и как он насыщен событиями, поразительными по своему значению. Иной век былого не уместился бы в месяц недавнего прошлого. «Кирпичи» фактов истории обязаны быть накрепко сцементированы сюжетом, который не только развитие характеров, но — обязательно — интерес, заключённый в личности, которая пронизывает всё повествование. Такой личностью оказался Максим Исаев, он же Всеволод Владимиров, он же Макс Штирлиц».

Штирлиц — образ собирательный. В его характере отразились черты таких выдающихся разведчиков, как Леопольд Треппер, Шандор Радо, Рудольф Абель, Рихард Зорге, Николай Кузнецов. В одном из интервью Ю. Семёнов сказал: «Если писатель хорошо узнал их всех и через них глубоко и тонко прочувствовал своего героя, всем своим существом уверовал в него, то он, герой, хотя и вымышленный, собирательный, впитав живую душу и кровь автора, становится живым».

Поистине всенародная популярность настигла Юлиана Семёнова в 1973 году, когда на телеэкранах страны был показан 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова). Экранизация оказалась настолько удачной, что созданный писателем образ разведчика однозначно отождествился с исполнителем роли Штирлица Вячеславом Тихоновым, а сами персонажи сериала, что называется, «ушли в народ», став героями многочисленных специфических анекдотов.

Съёмки фильма начались в павильонах Киностудии им. М. Горького в 1970 году, велись в Москве, Риге и Грузии. В 1971 году съёмочная группа выехала в ГДР, где работала в Берлине и Майсене. В общей сложности работа над фильмом продолжалась около трех лет. Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Л. И. Брежнева в ФРГ. Первую серию картины зрители увидели 11 августа 1973 года.

В электронном фонде Президентской библиотеки размещено множество интересных материалов, посвящённых этой культовой картине.
На портале можно ознакомиться уникальным документом Творческие заявки в издательства на роман "Семнадцать мгновений весны", направленные в Управление военного издательства Министерства обороны СССР, а также в Сценарную редколлегию, с кратким изложением сюжета киноромана.

Из творческой  заявки в Сценарную редколлегию:

«В течение последних пяти лет я работал над циклом кинороманов, каждый из которых сугубо автономен. Первый кинороман назывался «Пароль нам не нужен»…Второй кинороман – «Майор Вихорь»… И наконец, сейчас я работаю над третьей частью киноромана, причем все три объединены только единством героя. Этот роман называется «Семнадцать мгновений апреля». Действие происходит в Берлине и Праге в последние дни войны, когда сотрудник советской разведки Всеволод Владимиров, он же Максим Исаев, он же полковник СС фон Штирлиц вместе со своим сыном, офицером советской военной  разведки, проводит в Берлине совершенно великолепную операцию, связанную с захватом секретных архивов СС…Работу над этим кинороманам я закончу к концу этого года. Просил бы Сценарную редколлегию рассмотреть вопрос о возможности включения моего киноромана в тематический план  студии на 1968 года».

Также на портале Президентской библиотеки можно изучить Наброски и выписки к роману "Семнадцать мгновений весны". Машинопись с авторской правкой, рукописные заметки»,1968 год; отредактированную пьесу, направленную для распространения Управлением театров Министерства культуры РСФСР «Семнадцать мгновений весны: пьеса в 2-х частях / Юлиан Семенов, Вл. Токарев».

Как вы помните, многие художественные произведения печатались в периодических изданиях. В фонде Президентской библиотеки  имеется возможность ознакомиться с  отрывками из романа  «Семнадцать мгновений весны», опубликованных в газете «Комсомольская правда»  за январь, 4 февраля  1969 года,   Тихоокеанский комсомолец» за 19 января 1969 года.

В 1989 году Юлиан Семёнов создал газету «Совершенно секретно» и одноимённую телепередачу. А потом собрал все книги, написанные им про советского разведчика Максима Исаева (Штирлица), и издал их под одной обложкой под названием «Альтернатива». Ключевая проблема цикла, отражённая в его заглавии, – это проблема выбора, нравственного и политического, стоящего перед каждым героем и, в сущности, перед каждым мыслящим человеком. Все романы Семёнова выходят за рамки жанра, за что их и полюбили миллионы читателей: тут и глубокая постановка проблем, и психологическая проработка характеров героев. «Семнадцать мгновений весны» – вершина цикла.

«Литератор не прокурор, – написал Юлиан Семёнов в своих «Ненаписанных романах» (Московский комсомолец. 1988, № 46) – Он имеет право на свою версию истории, хотя высшее право беспристрастного судьи присуще именно Истории. Стремление к однозначным оценкам скрывает неуверенность в себе или страх перед мыслью. Лишь те выводы, к которым человек приходит самостоятельно, единственно и формируют его нравственную позицию».

Электронная коллекция «Юлиан Семёнов (1931–1993)» постоянно пополняется. Новые поступления включают цифровые копии книг, киносценариев, писем, изобразительных и видеоматериалов, иллюстрирующих его жизнь и многогранную творческую и общественную деятельность.

Киносценарии

Сценарий художественного фильма Лицом к лицу (М., 1985) по роману «Аукцион» (1985) о поисках культурных ценностей, утраченных во время Второй Мировой войны. Фоторепортаж о съёмках художественного фильма «Лицом к лицу» Фильм снимается в Таллине // Советская Эстония. 1989 (18 мая).

Сценарий Пресс-центр по одноимённому фильму о путче в вымышленной стране Гаривас (роман экранизирован в 1988 — фильм «Большая игра»).

Сценарий к сериалу Противостояние (1983) о расследовании убийств, совершённых скрывающимся нацистским преступником.

Сценарий художественного фильма Схватка: (по рассказу «Испанский вариант») (1979) о работе Штирлица в Испании в 1938 г.

Видео

В документальном фильме Юлиан Семенов. Заданность добра (52 мин 50 с.) рассказывается о жизненном и творческом пути писателя и сценариста. Особое внимание уделено романам «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить», «Аукцион», газете «Совершенно секретно», а также общественной деятельности Юлиана Семёнова.

Переписка

Другой интереснейший раздел коллекции – «Переписка». В нём содержатся письма Ю. Семёнова, свободно обращающегося к руководителям государства, министрам и прочим высшим чиновникам – в попытках решить какие-то узловые проблемы, связанные с литературным и кинопроцессами. Вот, к примеру, короткое деловое письмо Ю. С. Семёнова Ю. В. Андропову о съёмках фильма «ТАСС уполномочен заявить...», написанное в 1979 году. В нём сценарист обосновывает необходимость увеличить финансирование знаменитого сериала: «Дело обстоит следующим образом: сценарий состоит из девяти серий, в то время как по обычным нормативам Гостелерадио фильм обязан быть семисерийным – и всё тут! Но мы не умещаемся в семь серий! Разрешите нам снять семь серий, но увеличенного метража: серию вместо часа пяти минут (по нормативам) уложим в час двадцать пять минут».

Фотографии

Раздел «Фотографии» коллекции Президентской библиотеки включает снимки Ю. Семёнова разных лет, а также его родителей и жены, Екатерины Михалковой-Кончаловской. Часть материалов раздела иллюстрирует общественную деятельность Ю. Семёнова.

В разделе «Увековечивание памяти» представлены цифровые копии фотографий, на которых изображены мемориальная доска Ю. Семёнову на стене редакции газеты «Московский комсомолец», Дом-музей писателя в Крыму, могилы Ю. Семёнова и членов его семьи на Новодевичьем кладбище Москвы и памятник писателю работы А. Ю. Рукавишникова, открытый в Ялте в 2012 году.

Писатель считал, что лучше всего ему работается в Крыму. В 1983 году он купил домик в горах над Мухалаткой, в поселке Олива, а до этого подолгу жил и работал в Домах творчества писателей в Ялте и Коктебеле.

Побывать в Крыму, не выходя из дома, и удалённо посетить Дом-музей Юлиана Семенова, возможно благодаря виртуальному туру, представленному на портале Президентской библиотеки.

Дом-музей Юлиана Семёнова был открыт в 2000 году. Здесь писатель жил и работал до 1989 года, создал такие произведения как «Приказано выжить», «Экспансия», «Отчаяние», «Версии», «Репортёр» и многие другие, а также проводил организационную работу по созданию первой в СССР негосударственной газеты «Совершенно секретно» (1989).

Семенов работал как машина. Ежедневно выдавал по 10-15 страниц текста, беспрерывно стуча на пишущей машинке. «У него американский метод работы», — глубокомысленно и не без зависти утверждали отдыхавшие с ним вместе мэтры литературы. Юлиан говорил, что ему с трудом даются первые тридцать страниц, а потом сознание словно показывает кино, которое нужно только записать. При этом у Семенова были две настольные книги — Библия и Толковый словарь Даля. А первым детективным произведением он называл «Гамлета»: сын пытается найти убийц отца.

Большинство своих романов Семенов написал за двадцать-тридцать дней, максимум за два месяца. Он просто не мог по-другому работать

В Доме-музее сохранена прижизненная обстановка рабочего кабинета и библиотеки Юлиана Семёнова, которая красноречиво рассказывает о его жизни и деятельности. В экспозиции представлены рукописи, документы, фотографии, переписка писателя с советскими и зарубежными коллегами (Грэмом Грином, Жоржем Сименоном, Эрнестом Хемингуэем), кинематографистами (Никитой Михалковым, Андреем Тарковским, Вячеславом Тихоновым), деятелями культуры русского зарубежья (Сержем Лифарём, Марком Шагалом, Фёдором Шаляпиным).

Благодаря виртуальному туру можно увидеть оригинальные работы художников Ильи Глазунова и Михаила Шемякина, исследовать документы, связанные с розыском и возвращением художественных ценностей, которые были похищены немецкими войсками в период Великой Отечественной войны, а также изучить материалы, касающиеся съёмок художественных фильмов «17 мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить…», «Противостояние», «Петровка, 38».

Интерес к литературному наследию Юлиана Семёнова не проходит. Ведь его произведения – безусловно, представляющие серьёзную литературу, – сохраняют основные признаки традиционной русской беллетристики.

При подготовке были использованы материалы:

  • Материалы Президентской библиотеки о Юлиане Семёнове – писателе «вовсе не лёгкого жанра, а серьёзного, имеющего огромное воспитательное влияние». – Текст : электронный // Президентская библиотека : электронная национальная библиотека : сайт. –. URL: https://www.prlib.ru/news/689230. – Дата публикации: 8 октября 2017.
  • Президентская библиотека: новые поступления в фонд. – Текст : электронный // Президентская библиотека : электронная национальная библиотека : сайт. –. https://www.prlib.ru/events/673875. – Дата публикации: 9 декабря 2016.
  • Фочкин, О. Жизнь и мифы Юлиана Семенова / О. Фоночкин. – Текст : электронный // Читаем Вместе. Навигатор в мире книг : электрон. журнал. – URL:  http://chitaem-vmeste.ru/reviews/articles/oleg-fochkin-zhizn-i-mify-yuliana-semeno. – Дата публикации: 01.10.2006.
  • Никольский, А. Юлиан Семенов / А. Никольский. – Текст : электронный // Лаборатория фантастики : сайт. – URL: https://fantlab.ru/autor2020 .

Материал предоставлен Региональным центром доступа к ресурсам Президентской библиотеки в Алтайском крае

Просмотров: 505 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Вверх
Copyright MyCorp © 2024