Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 326

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.05.2024, 23:44

Главная » 2023 » Декабрь » 22 » Павловск – центр ремесленного производства и торговли
12:45
Павловск – центр ремесленного производства и торговли

В конце XIX века Павловск стал одним из центров ремесленного, сельскохозяйственного производства и торговли. В селе было два кожевенных завода, три гончарных мастерских, три кирпичных завода, пять маслодельных заводов. С 1892 проходила Козьмо-демьянская ярмарка, работали магазины и питейные заведения.

После закрытия в 1893 году Павловского сереброплавильного завода часть рабочих были переведены на другие заводы, часть – остались в поселке. В 1893 году бывшим рабочим завода было нарезано 158 участков земли в десяти верстах от села. Занятие крестьянским трудом стало для многих основным.

В книге «Волости Барнаульского уезда» А. Челомбитко приводит сведения о наиболее развитых кустарно-ремесленных промыслах в селе Павловском. Так по информации на 1889 год в селе было больше двадцати кузнецов, были мастера, которые делали окованные выездные экипажи.

В 1914 году в Павловске занимались 5 промысловиков (семей) шорным промыслом – делали  хомуты, шлеи, узды, седелки, седла, потники, возжи, недоуздки, торока, тяжи, черезседельники, гужи, обороти, подпруги; кузнечным делом занимались 8 мастеров, они готовят топоры, подковы, долота, крючки, подполозки, сошники, лопаты, болты, вилы, гвозди, ножи, делали сельскохозяйственные орудия – бороны с железными зубьями, лемехи,  серпы, плуги, молотилки, веялки; 8  промысловиков (семей) занимались санным промыслом – сани, дровни, кошевки, розвальни, санки. С технической стороны кузнечный промысел здесь был развит лучше, чем в других частях Барнаульского округа.

Работало 9 слесарных мастерских, где делали ведра, железные печи, медные чайники, котлы, тазы, жестяные чайники, котелки, плицы, пудовки. У 12 мастеров можно было пошить сапоги, ботинки, полусапожки, бродни, туфли, чирки. Также в Павловске занимались дегтярным промыслом – 6 семей и овчинным промыслом –  9.

В Павловске было почтово-телеграфное отделение.

На реке Касмале ниже Павловска работал целый каскад мельниц. Работы им хватало, но все они были маломощные, и у них был только третий помол.

Имеется упоминание о мельнице Портнягина, в 1917 году управляющим на мельнице был Иван Александрович Страхов. Хозяином в 1917 году записан Иван Портнягин, а основал мельницу его отец  Александр Павлович. Также была мельница у Ивана Разумова, которую он приобрел еще в 1879 году.

Бессонова мельница

Первой мельницей на окраине Павловска была мельница Дунаева, а следующей – в двух километрах ниже нынешней объездной дороги – Безсонова, небольшая даже по тем временам.

В книге Г. Ф. Борунова целая глава посвящена мельнице Бессонова. Вот как Геннадий Федорович пишет о тех временах: «Летом было мало помольщиков, а вот уж осенью, когда хлеб уберут, тут везде зерно  только успевай. На мельнице был Дом заезжих. Там ждали очереди. Особенно казалось уютно в доме том в осеннюю непогоду. Вечером женщины суетились у печки. Варили картошку, пекли хлеб, стряпали лепешки. Муку у мельника взаймы брали, а как смелют пшеницу – долг отдавали. В доме была печь и камелёк, стол, шкаф с посудой, чугунками – делай, что хочешь. Ужин долго продолжался. Не торопясь ели, чай пили, и когда песню затягивали – вроде праздника получалось. Ведь собирались – кто из Павловска, кто из Елунина и других деревень. Разговаривали о жизни, делились новостями…».

Бывало, что весной большой водой прорывало плотину. Тогда собирались мужики на помощь: возили землю, засыпали промоину, для крепости из Павловска привозили шлак от бывшего сереброплавильного завода – восстанавливали мельницу, которая вновь продолжала работать.

В переписных листах 1917 года владельцами мельницы указаны братья Беcсоновы: Владимир Алексеевич и Николай Алексеевич, оба из крестьянского сословия, великорусские, старожилы, имели наделы земельные.

Старший – Владимир Алексеевич, 1852 г.р., имел большую семью: жена Наталья Ивановна 1855 г.р., сын Григорий 1872 г.р. с детьми Александром и Павлом, дочь Дарья 1897 г.р.  Владимир Алексеевич был грамотным, работал на заводе старшим плавильным мастером, как и его отец. Надо отметить, что первые Безсоновы были переведены из Барнаульского завода на Новопавловский сереброплавильный еще в 1765 году, где и проработали многие поколения из их рода. После закрытия завода Владимир Алексеевич занялся мукомольным производством и в 1900 году вместе с младшим братом Николаем зарегистрировал водяную мельницу.

Владимир Алексеевич вел крепкое хозяйство: 8 лошадей, 6 голов крупнорогатого скота, 10 овец, 2 свиньи. У них было 24 десятины пашни, 1,6 десятины естественных сенокосов и выгона 0,4 десятины. Имели сельскохозяйственный инвентарь – 2 однолемешных плуга, 2 железных бороны, 1 конные грабли и жнейку (жатвенную машину), 2 телеги на железном ходу.

Младший – Николай Алексеевич  (1857 г.р.) вместе с женой Прасковьей Федоровной имел двух сыновей: Ивана (1876 г.р.) и Петра (1879 г.р.), дочь Екатерину (1880 г.р.).

В хозяйстве держали 9 лошадей, 8 голов крупнорогатого скота, 5 свиней. У них было 26 десятин пашни, 2 десятины естественных сенокосов и выгона 0,6 десятины. Имели сельскохозяйственный инвентарь – 2 однолемешных плуга, 2 железных бороны и 1 деревянную с железными зубьями, 1 конные грабли и жнейку, 3 телеги на железном ходу.

Сеяли Бессоновы яровую пшеницу, ячмень, овес, коноплю, лен, просо, сажали картофель. Даже по нынешним временам Бессоновы  были зажиточными людьми. Все члены семей были работящими, грамотными, предприимчивыми и дружными. 

Так жизнь шла своим чередом… и никто не думал, что наступят иные времена: кто победнее – в колхоз, кто получше жил – тех раскулачат.

О судьбе Бессоновых после событий Гражданской войны пишет Г. Ф. Борунов: «Вот и хозяина мельницы Бессонова раскулачили, посадили всю семью на сани, сенца трухнули и отправили в Нарым. Там высадили в чистом поле, среди бескрайних снегов. Только потом землянку сделали. Больше всех они берегли младшую. Вот она-то и осталась живой – в пятидесятых вернулась  в Павловск, а вся остальная большая семья Бессоновых полегла в нарымской земле».

Без хозяина и мельницы не стало. Весной плотину снесло и постепенно все постройки стали рушиться. Бессонова мельница стояла там, где сейчас проходит линия электропередач, и теперь можно только представлять, как сто лет назад приводила в движение все механизмы водяной мельницы здесь, на реке Касмале, энергия воды.

Потомки Бессоновых и ныне проживают в Павловске.

Стригины

И если по реке Касмале всякий раз гулять не пойдешь, то мимо дома Стригиных, что стоит в самом центре Павловска, каждый павловчанин проходит довольно часто. Гавриил Матвеевич и его  отец оставили о себе добрую память – красивый каменный особняк – в народе его называют «домом купца Стригина», хотя купцами отец и сын никогда не были. Строили они дом как жилище,  но долго и счастливо пожить в нем не получилось.

Сейчас в этом доме  размещается райвоенкомат, а сразу после событий Гражданской войны здесь проходил Первый районный съезд Советов (о чем напоминает нам мемориальная доска на здании).

 

По сведениям А. П. Коленько, Стригины переселились в Павловск из Тамбовской губернии в 1887 году. Время их переезда  относится к первой волне массовых переселений из Центральной России на Алтай, которые происходили в конце XIX века после правительственных указов и правил о переселении в Сибирь от 1881 года. Глава семьи принял решение добровольно переехать на Алтай.

Известно только о его двух сыновьях. Старшего сына призвали в армию. Отслужив, он в чине унтер-офицера вышел в отставку и вернулся в Павловск. Здесь он приобрел мелочную лавку с торговым оборотом до 500 рублей в год.

На Алтае дела у Матвея Стригина шли хорошо – проявилась коммерческая жилка: отец вместе с младшим сыном Гавриилом наладили торговлю с Монголией. Они покупали лошадей и овец, точнее,  обменивали на ружья, порох, котлы, зеркала, мануфактуру, перегоняли их по Чуйскому тракту. Занимались скотом даже в Казахстане. Во время войны 1914 года брали подряды на лошадей, сыромятную кожу, пшеницу. 

В переписных листах 1917 года указан возраст Гавриила Матвеевича  – 36 лет, т.е. он  1881 года рождения. Жена Маргарита Осиповна на 10 лет его моложе, у них три дочери: Наталья – 8 лет, Мария – 7 лет и годовалая Зоя. 

В хозяйстве одна лошадь и одна корова. Земельных наделов не имеет, арендует  1,0 десятины у императорского Кабинета и 1,3 десятины у разночинцев под посев озимой ржи, овса и конопли. Собственного сельхозинвентаря не имеет. В графе «торгово-промышленное предприятие»  записан как торговец скотом.

К моменту переписи отец Гавриила Матвеевича умер в сравнительно молодом возрасте.

По воспоминаниям павловчанина Виктора Васильевича Сбойко, который являлся родственником Стригина: «После того как Стригин овдовел, он предложил моей бабушке, Марии Иосифовне Ворониной, выйти за него замуж – приглянулась ему видная и молодая женщина – но семья Стригиных пожила в новом доме недолго. Революция все изменила. В 1919 году они поспешно уехали на Урал, там скрывались под вымышленными именами. В годы НЭПа вернулись в Барнаул, где открыли совместно с одним китайцем ресторан в районе железнодорожного вокзала. Стригины в Барнауле купили маленький домик на 12-й Алтайской улице. В нем и провел остаток жизни Стригин. А моя бабушка с 1929 года до самой смерти в 1947 году прожила в нашей семье».

Есть упоминание у П. В. Копытова о Килине, он его называет эсером. Двухэтажный деревянный дом Килиных стоял на месте нынешней почты. До 1979 года в нем располагались взрослая и детская библиотеки. А в 1979 году этот дом разобрали, увезли на территорию больничного комплекса и из бревен собрали общежитие, оно там и стоит до сих пор. Когда ломали здание, в стене обнаружили иконы, которые позднее были отправлены в Барнаул и после изучения возвращены в Павловский музей. А в конце 90-х годов прошлого столетия объявились потомки Килиных, предъявив документы на собственность. В результате району пришлось выплачивать им часть стоимости  – денежную компенсацию.

Материал о событиях и людях того времени собран и систематизирован из многих источников:

Павловский район : очерки истории и культуры

Г. Ф. Борунов «Земля, где я родился»

П. В. Копытов Павловску - 200 лет

«Дореволюционное и современное предпринимательство Алтая и Павловского района»

А. П. Коленько Здесь плавили серебро

Категория: Краеведение | Просмотров: 347 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Вверх
Copyright MyCorp © 2024