Павловская межпоселенческая модельная библиотека им. И.Л.Шумилова (Павловский р-он, Алтайский край)
Поиск

Главное меню

Читателям

Павловский район

Мир литературы

Коллегам

Опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 326

Ваше Мнение
Оцените качество обслуживания в нашей библиотеке?
Всего ответов: 191

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 05.05.2024, 09:57

Главная » 2020 » Ноябрь » 3 » Президентская библиотека об истоках Дня народного единства
10:21
Президентская библиотека об истоках Дня народного единства

4 ноября наша страна отмечает День народного единства – государственный праздник, учреждённый в 2005 году в память о взятии Москвы народным ополчением во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в ноябре 1612 года.

Президентская библиотека предлагает познакомиться с тематическими коллекциями, освещающими истоки Дня народного единства.

В рамках новой электронной коллекции «К. Минин и Д. Пожарский» на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с такими книгами, как: «Нижегородец Кузьма Минин Сухорук выборный всея земли и нижегородцы в 1611 году» 1911 года издания, «Похвальная речь князю Пожарскому» 1811 года, а также с биографическими сведениями, как о происхождении Минина, так и о родословной князей Пожарских.

Отдельная подборка посвящена памяти о спасителях Отечества, где содержатся описания монументов на Красной площади в Москве и в Нижнем Новгороде.

Кроме того, большой массив материалов собран в тематические коллекции: «Преодоление Смуты на Руси» и «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». Там говорится о предпосылках Смуты (1598–1613). Сложная ситуация в России на рубеже XVI–XVII веков была связана с династическим кризисом, вызванным смертью последнего представителя рода Рюриковичей – сына Ивана Грозного Фёдора, а также с голодом и внешней агрессией.

Открывают коллекцию «Преодоление Смуты на Руси» «Акты времени правления царя Василия Шуйского» и «Акты подмосковных ополчений и Земского собора». Огромный массив информации можно почерпнуть из исторической монографии Николая Костомарова. По версии знаменитого историка, Смута начиналась примерно так: «В сентябре 1580 года у московского царя Ивана Васильевича в Александровской слободе была свадьба: царь женился на дочери боярина Фёдора Фёдоровича Нагого, Марье Фёдоровне. Это был, как показывают хронографы, осьмой [восьмой] брак царя. <…> Роли свадебных чинов были розданы так, что вышло как-то знаменательно и странно: посажённым отцом царя был его сын Фёдор, а невестка Ирина Фёдоровна – посажённой матерью; другой сын Иван Иванович был у него тысяцким; дружками были: со стороны жениха князь Василий Иванович Шуйский, со стороны невесты Борис Годунов – оба будущие цари Московские».

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронными копиями старинных книг и уникальных документов, посвящённых тому периоду. Материал собран в две большие тематические коллекции: «Преодоление Смуты на Руси» и «Династия Романовых. Земский собор 1613 года».

В первой коллекции много говорится о предпосылках Смуты (1598–1613). Сложная ситуация в России на рубеже XVI–XVII веков была связана с династическим кризисом, вызванным смертью последнего представителя рода Рюриковичей – сына Ивана Грозного Фёдора, а также с голодом и внешней агрессией.

Открывают коллекцию «Акты времени правления царя Василия Шуйского» и «Акты подмосковных ополчений и Земского собора». Огромный массив информации можно почерпнуть из исторической монографии Николая Костомарова. По версии знаменитого историка, Смута начиналась примерно так: «В сентябре 1580 года у московского царя Ивана Васильевича в Александровской слободе была свадьба: царь женился на дочери боярина Фёдора Фёдоровича Нагого, Марье Фёдоровне. Это был, как показывают хронографы, осьмой [восьмой] брак царя. <…> Роли свадебных чинов были розданы так, что вышло как-то знаменательно и странно: посажённым отцом царя был его сын Фёдор, а невестка Ирина Фёдоровна – посажённой матерью; другой сын Иван Иванович был у него тысяцким; дружками были: со стороны жениха князь Василий Иванович Шуйский, со стороны невесты Борис Годунов – оба будущие цари Московские».

Через год не станет сына царя – Ивана Ивановича, через четыре – самого Ивана Грозного. Последнему наследует слабый физически и душевно Фёдор Иоаннович. Фактически же за него будет править брат жены царя Борис Годунов. В 1591 году в Угличе при странных обстоятельствах погибнет сын Ивана Грозного от Марии Нагой, о чём подробно написано в издании «Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия». Впоследствии появятся сразу два человека, выдававших себя за него: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Годунову так и не удастся убедить народ, что он не убивал царевича, Годунов вскоре умрет, и род его прекратится. Не лучше закончит и второй дружка со свадьбы Ивана Грозного – Василий Шуйский. Побыв царём четыре года (1606–1610), он умрёт в польском плену.

Кстати, как пишет Костомаров, «в первые два года своего царствования царь Борис делал всё, чтобы привязать к себе народ и утвердить любовь к себе и своему роду: освободил сельский народ от всех податей на год, дал торговым людям право беспошлинной торговли на два года». Но весть о том, что царевич Димитрий спасся, «изменила Годунова до корня, и сталось у Бориса в царстве великая смута».

По доступной на портале Президентской библиотеки книге М. М. Щербатова «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства…» можно составить впечатление о том, как реагировали на события Смуты люди XVIII века: «Да простят мне те почтенные роды, коих праотцы преступлениями по сём летописце обвиняемы, несчастные обстоятельства многих привели к таким делам, которых бы они, конечно, никогда не сделали».

Особого упоминания достойны сочинения иностранцев о Смуте. Среди них – записки француза Жака Маржерета, принимавшего непосредственное участие в описываемых событиях. Этот удивительный человек служил Лжедмитрию II в Тушине, переходил к полякам, с последними вступал в Москву, после чего… просился на русскую службу. Существует ответное письмо руководителя земского ополчения против поляков князя Дмитрия Пожарского, где тот отказывается от услуг иностранца.

О «польско-литовском взгляде» на ситуацию мы узнаём из издания «Литовский канцлер Лев Сапега о событиях Смутного времени» на портале Президентской библиотеки: «А мы разве когда-нибудь думали-гадали, что великий царь Московский, во всём свете славный и страшный, с братьями, воеводами и думными людьми будет пленником Польского короля? А разве когда-нибудь наши предки мечтали о том, что Московская столица будет в руках короля Польского и займётся его людьми…?»

Отдельная подборка посвящена провинциальным «лжецаревичам» Смутного времени, а по теме освобождения России от интервентов, разумеется, наибольший интерес вызывают издания о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

В издании «Памятники истории Нижегородского движения в эпоху Смуты и земского ополчения 1611–1612 гг.» 1912 года говорится: «Чтобы выяснить причины успеха подвига нижегородцев и понять, почему они так самоотверженно и дружно встали на защиту Родины, надо посмотреть, какой жизнью жил Нижний в Смуту. <…> Жители его, занимаясь торговлей, были очень состоятельны и не имели поводов к острому недовольству Московским государственным укладом. Поэтому нижегородцы с самого начала охотно помогали Москве в её борьбе с разрушителями государственного строя. <…> Большим влиянием в Нижнем в 1611 году пользовался земский староста Козьма Минин Сухорук. Это был гениальный самородок, одарённый большим умом, громадной практической сметкой и колоссальной силой воли. Во главе же земской рати стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, нижегородский вотчинник, известный своей политической честностью и воинскими талантами».

Нижегородцы привлекали к делу и другие города. В Ярославле, куда ополчение пришло около 1 апреля 1612 года, ему суждено было стать общеземским.

4 ноября 1612 года общеземская рать принудила поляков, окопавшихся в Москве, к сдаче.

В тот день все ворота Кремля открылись навстречу победителям. Сопровождаемые служителями церкви освободители двумя потоками (земское войско из церкви св. Иоанна Милостивого на Арбате, а казаки Д. Т. Трубецкого - из церкви Казанской Божьей матери за Покровскими воротами) направились в Китай-город. На Лобном месте их встретил крестный ход, вышедший из Кремля с иконой Владимирской Божьей матери. Здесь, а затем в самом Кремле были отслужены благодарственные молебны.

Благодаря освобождению столицы в стране создались условия для восстановления государственной власти и развертывания массового освободительного движения против интервентов.Участники народного ополчения проявили в сражениях за Москву массовый героизм, а их руководители - высокое полководческое мастерство, личную храбрость и способность идти на взаимные уступки ради спасения Отечества.

4 ноября - это праздник согласия и примирения, день единения народа, благодаря которому стало возможным изгнание иноземных захватчиков из столицы Российского государства.

А в начале следующего 1613 года Земский собор избрал на царство юного Михаила Фёдоровича, представителя новой династии Романовых, которой на портале Президентской библиотеки посвящена отдельная большая подборка.

(информация подготовлена по материалам Президентской библиотеки)

Просмотров: 334 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Вверх
Copyright MyCorp © 2024