Праздник 1 сентября как начало учебного года был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 г. С этого времени он приобрел статус государственного праздника – День знаний.
Советская практика начала учебы в гимназиях и университетах осенью опирается на дореволюционную.
В допетровскую эпоху на Руси 1 сентября отмечали наступление календарного нового года. В 325 году Константин Великий, римский император, сделавший христианство господствующей религией, созвал первый Вселенский собор, на котором, помимо прочего, было решено начинать новый год с 1 сентября. Правда, многие богословы долго оспаривали эти вычисления и считали более верной датой 1 марта. Наша церковь поначалу склонялась именно к «мартовской эре», поэтому Новый год у нас праздновали весной. И только в 1492 году этот праздник начали отмечать 1 сентября. И случилось это по указу Иоанна III. Все первые школы были при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября.
Продолжалось сентябрьское «новогодие» на Руси совсем не долго: уже в 1699 году Петр Первый издал указ о переносе Нового года на 1 января, чтобы не отличаться от Европы. Так получилось, что 1699 год длился всего 4 месяца – с 1 сентября по 1 января, когда начался новый 1700 год. Но учеба-то уже началась в сентябре – не заставишь же учеников учиться без перерыва больше года, чтобы устроить им осенние каникулы и начать следующий учебный год только 1 января 1701 года. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой.
Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем не только учебного, но и календарного года! Вот такое простое объяснение.
В этой статье расскажем об основных этапах развития образования в России и о появлении первых школ.
В начале было слово…
«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».
О том, как пошла грамотность, в изложение для детей, можно прочитать в книге Ивана Алексеевича Худякова «Самоучитель для начинающих обучаться грамоте», доступной на портале Президентской библиотеки. Книга была издана в 1865 году и признана "клонящейся к подрыву основ христианского вероучения и государственного порядка". Издание было запрещено по постановлению правительства и изъято из продажи. Негодование цензоров вызвали рассказы естественнонаучного содержания. Через два года "Самоучитель" переиздали в Женеве. Известно, что по нему А.И. Герцен учил грамоте свою младшую дочь.
«Люди сперва жили очень бедно, ничего не знали, молились солнцу и звездамъ ; грамоты у нихъ тоже не было. А когда было нужно, вырезывали на дереве или на камне заметки, каждый про себя. А потомъ стали писать фигурами. Такъ вотъ древніе египтяне почти за две тысячи летъ до рождества Христова умели писать фигурами и составили свой календарь. Они нарисуютъ кольцо; это значить: вечность. Нарисуютъ перо, значить: правда; солнечный кругъ — день и т. д. Для каждаго слова они придумали особую фигуру; въ каждомъ языке словъ очень много; стало, у нихъ въ письме и фигуръ было много, и запомнить ихъ было трудно; трудно было и читать выучиться. А писали въ старину не на нашей бумагѣ, а на камняхъ, да на кожѣ, да на траве съ широкимъ листомъ (папирусѣ). Теперь у китайцевъ такая же грамота. У нихъ тоже для каждаго слова особый знакъ. Такъ, у насъ всего 35 буквъ, а у нихъ до 50,000 знаковъ и каждый знакъ значить целое слово.
У старинныхъ народовъ грамоту знали только духовные, жрецы. Подле египтянъ жилъ въ старину умный, торговый народъ — финикіяне. Финикіяне первые придумали буквы; стали каждое слово делить на звуки (буквы); для каждаго звука букву; такъ что съ техъ поръ въ азбукахъ буквъ стало не много, а ими можно писать всѣ слова... Финикіяне однако не любили разсказывать своихъ знаній другимъ народамъ. Отъ финикіянъ переняли азбуку и древніе греки. Въ школахъ у нихъ бывали люди всехъ сословій; всякій могъ учиться. Ученые ихъ любили разговаривать и учить простой народъ. Отъ этихъ-то грековъ и старинные русскіе взяли себе и веру и грамоту. Съ греческаго языка азбуку на нашъ языкъ передѣлалъ св. Кириллъ; онъ же первый перевелъ и священныя книги. Въ то время грамотными были почти только одни духовные, и грамота старинная до сихъ поръ сохранилась въ церковныхъ книгахъ. Только теперь книги стали печатать. Потомъ, когда грамотныхъ много стало и между светскими, Петръ I изъ старой азбуки составилъ и нашу гражданскую…».
Первые школы на Руси появились после Крещения. Тогда перед государством встала задача научить население грамоте. Запись в «Повести временных лет» гласит, что князь Владимир «посылал собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При этом «матери же детей плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых». Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы.
В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте.
Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле». Основным детским чтением были церковные книги, большинство которых составляли рукописные переводы с византийского. Первую славянскую печатную «Азбуку» создал Иван Федоров в 1574 году «ради скорого младенческого научения».
Учение в допетровской Руси
О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.
В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.
Картины по русской истории (из издания И. Н. Кнебеля) [Изоматериал : электронный ресурс] : [комплект открыток] | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/item/1280818
Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Он также известен как автор поэтических книг для царских детей, в частности он создал сборник морально-нравственных поучительных историй «Ветроград многоцветный», «Букварь языка словенска».
Другой придворный поэт, Карион Истомин, написал книгу о воспитании детей, которую назвал «Домостроем» — по аналогии с известным одноименным трудом священника Сильвестра. Истомин отмечал, что дети легче усваивают правила хороших манер и христианскую мораль из небольших стихотворений. Он же выпустил «Большой букварь». Издание напоминало современные учебники: каждая страница посвящалась одной букве, а на гравюрах были изображены предметы и животные, чьи названия начинаются с литеры. Букварь Кариона Истомина в то время не имел аналогов: он служил не только пособием для овладения грамотой, но и стал первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично сочетаются, при этом рисунок несёт познавательную нагрузку. В своеобразном предисловии к Букварю сам Истомин объясняет: «Под всяким же писменем ради любезнаго созерцания отрочатам учащымся предложены виды во удобнее звание в складе». В этой уникальной книге каждой букве отведена отдельная страница. Вверху даётся изображение буквы, составленное в виде людей, стоящих в разных позах. Затем идёт ряд воспроизведений этой буквы – гравированных инициалов, печатных прописных и строчных, а также рукописных. Причем это не только русские буквы, но и латинские и греческие.
Узнать больше можно по ссылке – Букварь для царевича. Президентская библиотека – ко Дню знаний | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/news/1322471
Школы при Петре I
29 января (9 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа кириллического алфавита — Пётр I утвердил новую гражданскую азбуку и гражданский шрифт – [Азбука гражданская с нравоучениями]. Русская Православная Церковь продолжала пользоваться церковнославянским алфавитом. Проведение реформы было связано с потребностями государства, нуждавшегося в большом количестве образованных отечественных специалистов и в своевременном доведении официальной информации до населения. Достижению этих целей мешало слабое развитие книгопечатания, ориентированного преимущественно на распространение духовной литературы и не учитывавшего изменений в языке. Поэтому в ходе реформы изменился как состав алфавита, так и форма букв. Поиски новой модели азбуки и шрифта велись при самом активном участии царя. 18 января 1710 г. Пётр I сделал последнюю корректуру, вычеркнув первые варианты знаков нового шрифта и старые знаки печатного полуустава. На обороте переплёта азбуки царь написал: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги, а которыя подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять». Указ о введении новой азбуки был датирован 29 января (9 февраля) 1710 г. Вскоре после издания Указа в «Ведомостях Московского государства» появился перечень книг, напечатанных новой азбукой и поступивших в продажу.
Хотите узнать больше: Петром I утверждена новая азбука | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/history/619018
В результате петровской реформы число букв в русском алфавите сократилось до 38-ми, их начертание упростилось и округлилось. Были отменены силы (сложная система диакритических знаков ударения) и титла — надстрочный знак, позволявший пропускать в слове буквы. Также было упорядочено применение прописных букв и знаков препинания, вместо буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.
Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков.
В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.
Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.
Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.
В Петровскую эпоху количество изданий для детей возросло. Появились книги по этикету, самой известной из которых стало «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению : Собранное из разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великаго блаженныя и вечнодостойныя памяти» — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII в., напечатанный 4 (15) февраля 1717 г. по указу Петра I.
В создании учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.
В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Эта азбука являлась одним из первых пособий по обучению новому, гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковно-славянского их обозначения.
Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Они требовали от молодого дворянина гордиться не знатностью рода, а конкретными делами на пользу отечества; он был обязан беспрекословно подчиняться старшим. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека. Книга была выпущена в «карманном» формате, что предполагало её постоянное ношение. «Юности честное зерцало…» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе.
Реформа образования Екатерины II
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.
На портале Президентской библиотеки представлена видеолекция О. К. Федоровой, заведующей научно-экспозиционным отделом Историко-мемориального музея «Смольный «250 лет Смольному институту благородных девиц».
«…И вот, одно за другим открываются учебные заведения; рядом с мужскими открываются и женские; в октябре 1762 г. открыт Артиллерийский и Инженерный корпус (впоследствии 2-ой Кадетский), 5 мая 1764 г. подписан указ об учреждении Воспитательного общества для 200 благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре. Но к открытию учебного заведения для девушек, тогдашнее русское общество еще не было подготовлено, и встретило это нововведение холодно и недоверчиво; неохотно решались отцы и матери расставаться со своими дочерями; мудрено им было понять, что им девочкам недостаточно того воспитания, которое давалось им под родительской кровлей… Холодно вначале была принята великая мысль теплого сердца Екатерины: мудро написанный устав Общества разослан всем «губерниями провинциям и городам, — дабы ведая о сем новом учреждении, которое при освящений монастыря делом самым начнется будущего июня 28 дня, сего года, каждой из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих, в младенческих летах, препоручить сему нами учрежденному воспитаннию, так, как в уставе предписано»; но из губерний, провинций и городов почти никто не откликнулся на этот первый призыв, и первый прием, начавшийся 7 августа 1764 , и заключенный 26 июня 1765, состоял почти исключительно из дочерей столичных жителей, служивших в гвардии или при дворе», – читаем в книге Нины Николаевны Распоповой «Хроника Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II : с приложениями : труд одной из воспитанниц Императорского воспитательного общества, Нины Р-ой».
Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.
См также на портале Президентской библиотеки: Виртуальный тур по выставкам «140 лет высшему женскому образованию в России» (СПбГУ, 2018), «Курсистка – имя нарицательное» (Музейно-выставочный центр Росфото, 2018), «Бестужевские курсы в зеркале библиотеки» (Президентская библиотека, 2018), Библиотека Высших женских (Бестужевских) курсов (Библиотека Бестужевских курсов, 2018)»
Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.
Образование вXIX веке
В 1802году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.
В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. Инициатива создания привилегированного высшего учебного заведения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера. Целью создания новой школы для молодого поколения дворянской России было образование "юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной". Лицейское образование приравнивалось к университетскому или обучению в Пажеском корпусе.
12 (24) августа 1810 г. было высочайше утверждено "Постановление о Лицее", в котором излагалась цель, состав, права и преимущества учреждения и организация внутреннего управления (порядок учебный и нравственный, порядок хозяйственный). 9 (21) июля 1811 г. А. К. Разумовский ходатайствовал перед Императором о даровании возникшему учреждению видимого знака монаршего благоволения, так как Император соизволил пожаловать особые грамоты академиям, университетам и некоторым другим высшим учебным заведениям. Проект грамоты "Царскосельскому Лицею" удостоился высочайшего одобрения, и, 22 сентября (4 октября) 1811 г., изготовленная со всей роскошью рукопись ее была подписана Александром I. Включённый в грамоту "Устав Лицея" является воспроизведением "Постановления о Лицее".
Оригинал лицейской грамоты из фонда Всероссийского музея А. С. Пушкина, Санкт-Петербург: Грамота, жалованная Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I. 22 сентября 1811 г. 12 л. (65 х 35 см). Обложка: картон, серебряная нить, шелк, муар. Листы: пергамент, акварель, гуашь, золотая краска, железо-галловые чернила. Ковчег: бронза золоченая. Смешанная техника, золотоное шитье, выколотка. Шифр: КП-12882. | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. https://www.prlib.ru/item/330302
19 (31) октября 1811 г. в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея. Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 г. архитектором В. П. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения.
Лицей [Изоматериал : электронный ресурс] : [комплект из 15 открыток] | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/item/803408
За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:
«…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие — все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические».
В книге «Пушкин, его лицейские товарищи и наставники» Яков Карлович Грот, бывший не только выпускником, но и преподавателем лицея, пишет: «Дружное соединение стольких молодых талантов в возникающем учебном заведении представляет явление необыкновенное. Эти отроки на 14-м и 15-м году жизни вступают уже в сношения с редакторами журналов, которые охотно принимают и печатают их труды», при этом «учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по летам, но на которого они невольно смотрели как на старшего. Можно сказать, что он, поступая в лицей двенадцати лет от роду, по своим занятиям и связям уже был литератором».
В лицейском кругу поощрялось всякое стремление к знаниям. И, конечно, воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. - В отличие от юнкеров, лицеисты хвастались количеством прочитанного. Отношение к тем, кто читал мало, было пренебрежительное, так что отваживались на обман: если спрашивали, читал ли, положим «Гамлета», отвечали уверенно: «Читал», и тут же спешили достать книгу, украдкой прочитать и возобновить о ней разговор».
Учебное заведение, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры: дипломат и последний канцлер Российской империи Александр Горчаков, поэты Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, адмирал и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, директор Императорской библиотеки Модест Корф, русский мыслитель и общественный деятель Михаил Петрашевский, социолог, культуролог и основатель цивилизованного подхода к истории Николай Данилевский и, конечно же, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
История Царскосельского лицея - в электронном фонде Президентской библиотеки Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина https://www.prlib.ru/news/689783
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.
Советская школа
После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.
В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике. Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование. В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет.
В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали.
В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до к. 1980-х.
С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
В преддверии праздника Президентская библиотека представляет материалы, которые помогут сделать образовательный процесс интереснее.
Президентская библиотека формирует общегосударственный электронный ресурс, где в цифровом виде хранятся книжные и периодические издания, архивные документы, кинохроника, фотографии, фильмы и многое другое. Особое внимание уделяется литературе, которая может стать полезной для образовательного процесса, подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ.
Материал предоставлен Региональным центром доступа к ресурсам Президентской библиотеки в Алтайском крае |