В канун 125-летия со дня рождения Сергея Есенина на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с новой электронной коллекцией «С. А. Есенин (1895–1925)», посвящённой поэту. В неё вошли цифровые копии архивных документов, книг, периодических изданий, изобразительных материалов, видеофильмов.
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.
Начало творческого пути поэта рядовые читатели обычно представляют себе так: сначала родное село Константиново, а затем Петербург. Есенин предстает эдаким Ломоносовым, в лаптях и от сохи пешком пришедшим в столицу.
Однако между этими точками в его биографии были еще три года, проведенные в Москве: годы работы в типографии Сытина, знакомства с литературной средой и творчеством символистов, обучения в университете Шанявского – то есть время знакомства с миром большого города и большой литературы, формирования личности будущего поэта. Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине. В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал своему другу Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».
Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина и родилось решение переехать в столицу. В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Из знакомства с Блоком Есениным был создан своеобразный миф: Есенин предстает влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований. Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Во-первых, записку, которую Есенин прислал утром с просьбой принять его: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин». А во-вторых, комментарий самого Блока к этой записке: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915». Тем не менее, Блок познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким, которые дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и, наконец, стихи Есенина появились в столичных изданиях.
Немало усилий было потрачено поэтом на создание образа наивного и простодушного рубахи-парня, столь полюбившегося читателям и поклонникам его творчества. Однако наивность отнюдь не была природным качеством Есенина. Наоборот, расчетливость и продуманность — вот что помогло начинающему поэту в кратчайшие сроки заручиться поддержкой влиятельных писателей и начать печататься в ведущих литературных журналах. «Передо мной стоял паренёк в светло-синей поддевке. Под поддёвкой белая шёлковая рубашка. Волосы волнистые, совсем жёлтые с золотым отблеском. Большой завиток как будто небрежно (но очень нарочно) падал на лоб. <…> И только голубые глаза (не очень большие и не очень красивые) делали лицо умнее и завитка, и синей поддёвочки, и вышитого, как русское полотенце, ворота шёлковой рубашки», - таким впервые увидел Сергея Есенина ставшим в будущем его близким другом Анатолий Мариенгоф. В своей книге «Воспоминания о Есенине» (1926) описывает, как крестьянский сын, поставивший целью покорить столицу и нарочито «теряющийся» в роскошных гостиных, учил приятеля жить: «Трудно тебе будет, Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком, волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга!» О своём вхождении в литературу Есенин размышлял откровенно: «Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввёл. Городецкий ввёл? Ввёл. Клюев ввёл? Ввёл. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом, и Мережковский с Гиппиус, и Блок, и Рюрик Ивнев…»
На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной». Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.
Ещё одно биографическое издание 1926 года, посвящённое поэту и представленное на портале Президентской библиотеки - «Как жил Есенин»(1926) Софьи Виноградской – московской соседки Есенина, журналистки, работавшей в газетах «Правда» и «Известия ВЦИК». В своих мемуарах, она отмечает самое характерное в поэте: «Есенин у всех в памяти запечатлён, почти заштампован своими синими глазами, кудрявой золотой головой, рассеянной улыбкой; и ещё в представлении многих – озорным <…> бросающим в переполненный зал чудесные слова своих стихов». Как всякий большой поэт, Есенин, по свидетельству Виноградской, «был горд, самолюбив и считал, что он в России самый лучший поэт», и требовал соответственного к себе отношения. В жизни же он иногда встречал к себе отношение как к скандалисту и хулигану. Действительно, запои, пьяные дебоши и скандалы были неотъемлемой частью жизни Есенина, но все-таки стихотворений в пьяном угаре он не сочинял. «Я ведь пьяный никогда не пишу», — говорил сам Есенин. И когда он лично сталкивался с такими людьми, то с какой-то злой, нехорошей насмешкой говорил: «Это я – Есенин! Знаете, есть такой поэт, пишет неплохие стихи».
Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой. Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко». В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму «Пугачев» и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью». Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».
На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике. В больнице Есенин продолжал работать. Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
Для поклонников таланта Есенина и тех, кто хотел бы знать о его жизни больше, интересны будут и электронные копии фотографических открыток, запечатлевших поэта в разные годы. Помимо широко известных официальных изображений среди них, в частности, представлены и домашние фотографии: Есенин в детстве, с родителями, сестрами, в кругу друзей и сослуживцев, во время службы на военно-санитарном поезде в Первую мировую войну.
Большой интерес представляют письма последней жены поэта Софьи Есениной-Толстой, в которых содержится информация о свадебном путешествии и семейной жизни Есениных.
Более глубокое погружение в творчество Сергея Есенина можно совершить благодаря видеолекциям, размещённым на портале Президентской библиотеки:
«Сергей Александрович Есенин в диалоге культур». С лекцией выступает доктор филологических наук, профессор, руководитель Есенинского научного центра Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, член Союза писателей России Ольга Ефимовна Воронова;
«Актуальные проблемы современного есениноведения» – лектор Савченко Татьяна Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы государственного Института русского языка им. Пушкина, старший научный сотрудник есенинской группы отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. А. М. Горького.
Источники:
Воспоминания современников Сергея Есенина в электронных материалах Президентской библиотеки // Президентская библиотека. 3 октября 2016. https://www.prlib.ru/news/659577
Сергей Есенин по воспоминаниям друзей: «стало ясно, что за простоватой его внешностью светится что-то совсем не простое и не обычное» // // Президентская библиотека. 3 октября 2018. https://www.prlib.ru/news/1165765
«Как жил Есенин» и другие воспоминания о поэте – в фонде Президентской библиотеки // Президентская библиотека. 2 октября 2019. https://www.prlib.ru/news/1278917
Сергей Есенин: биография, личная жизнь, читать книги писателя // Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin
Девять мифов о Есенине // Арзамас: https://arzamas.academy/materials/338
|