27 января 1944 г. в результате проведения Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции были разгромлены немецко-фашистские войска под Ленинградом и окончательно снята блокада города, длившаяся 872 дня.
В этот день на Марсовом поле, на берегах Невы и на кораблях Балтийского флота в честь победы прогремели залпы торжественного салюта. Военный совет Ленинградского фронта за подписью его командующего опубликовал приказ, в котором говорилось: «Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом».
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» (в редакции Закона от 1.12.2014г). В первой редакции Закона эта памятная дата называлась — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
На портале Президентской библиотеки создана масштабная электронная коллекция «Оборона и блокада Ленинграда», в которую вошли материалы, посвящённые этому тяжелейшему периоду.
Официальные документы, периодика, воспоминания ленинградцев, продуктовые карточки, фото- и кинохроника помогают взглянуть на события тех дней и прочувствовать настроение, царившее в городе.
Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. За это время на северную столицу было сброшено 107 тыс. авиабомб, выпущено около 150 тыс. снарядов. По разным данным за годы блокады погибло от 400 тыс. до 1 млн. человек. В частности, на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс. человек. Всего 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.
Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат — жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.
Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».
Штурмы тем временем следовали один за другим. В том числе и самый грозный штурм — голодом. Потребности человека стремительно сужались, концентрировались, заострялись на хлебе, тепле, воде.«Голод — все!» И какие драмы — видимые и не видимые миру — разыгрывались ежедневно вокруг кусочка хлеба (ведь он был мерой жизни и смерти!), какие сложные, самые высокие и самые низкие чувства клокотали в очередях, где дожидались хлеба, над «буржуйками», где его сушили! Бесценные и безжалостные «граммики» — о них и сегодня говорят с восторгом и с ужасом.
Но настоящей трагедией была потеря карточек. Особенно если в начале месяца и особенно если карточек лишалась вся семья. Потерявший их, мог считать себя убийцей всей семьи. «Я крикнула так, что остановился трамвай», — вспоминает Анна Викторовна Кузьмина. Рука вернулась к карману, а там — ни кармана, ни карточек… Крик был такой, что остановился трамвай, подошла какая-то женщина, предложила ехать с нею». Она-то, незнакомая женщина из столовой, и подкормила четырнадцатилетнюю Аню, ее сестренку и мать несколько критических дней какими-то остатками щей, какими-то крохами.
У каждого был свой спаситель. И действительно так. Не в том только смысле, что многие выжили лишь потому, что в самый трудный момент кто-то кого-то поднял на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость. Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности — ребенку, дорогому человеку, родному городу…Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили — так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе.
В воспоминаниях Екатерины Павловны Янишевской есть сцена, кажется вобравшая в себя всю трагедию утерянных карточек и особую нравственность первой блокадной зимы.
«Видела на проспекте Энгельса такое: везет старик полные дровни трупов, слегка покрытых рогожей. А сзади старушонка еле идет: «Подожди, милый, посади». Остановился: «Ну, что, старая, ты не видишь, какую кладь везу?» — «Вижу, вижу, вот мне и по пути. Вчера я потеряла карточку, все равно помирать, так чтоб мои-то не мыкались со мной, довези меня до кладбища, посижу на пеньке, замерзну, а там и зароют»… Был у меня в кармане кусочек хлеба граммов сто пятьдесят, я ей отдала…»
В числе оставшихся и усилившихся потребностей была не только потребность в пище да в тепле «буржуйки». Но и в тепле участия. Каждый в нем нуждался и сам был необходим, как хлеб, вода, тепло, другому. И не только помощь физическая. Пища духовная, когда так мало было просто хлеба, она не обесценивалась, она значила больше, чем в «сытые» времена.
У блокадного Ленинграда была своя богиня Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадником стихами. Стихами Ольги Берггольц. «Потом по радио стали передавать стихи Ольги Берггольц, – вспоминает Майя Яновна Бабич. – Это я отлично помню, действительно было здорово, это было под настроение. Это очень встряхнуло от этого животного думания об еде!».
«Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы, — пишет Ольга Берггольц в предисловии к сборнику «Говорит! Ленинград». — Мы знаем это потому, что они находили в себе силы писать об этом в радиокомитет, даже приходить сюда за тем или иным запомнившимся им стихотворением; это были самые разные люди — студенты, домохозяйки, военные».
А «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить на себя. Это звучало как пароль — «ленинградские дети»! И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли…Немало душ, сердец во всем мире потряс зимний дневничок маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня».
Об этих трагических страницах человеческих судеб рассказывает Даниил Гранин во всемирно известной «Блокадной книге», написанной в соавторстве с Алесем Адамовичем. В ней авторы на документальном материале попытались честно и без купюр описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. С изданием можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки.
Несмотря на то, что о ленинградской блокаде написаны и изданы тысячи книг и статей, сборник, изданный израильским Союзом ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма «Блокадной памяти страницы: сборник воспоминаний блокадников», имеет прямое отношение к еврейской истории, потому, что память всех его участников, переживших блокаду и живущих теперь на земле Израиля, стала частью израильской памяти.
На портале Президентской библиотеки можно удаленно совершить виртуальные туры по выставочным экспозициям:
Фильмы и видеолекции на портале Президентской библиотеки
Лоцман во времени [Кинофильм : электронный ресурс] : [документальный фильм] Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Продолжительность: 26 мин. Документальный видеофильм, снятый в 2012 году режиссером Александром Киселевым, повествует о фотоработах лоцмана Сергея Ларенкова, посвященных блокадной истории Ленинграда. Фильм показывает главного героя во время основной работы лоцманом и работы над фотоснимками, а также членов его семьи. В картине использован фото-фильм Сергея Ларенкова "Блокадный альбом" и работы военных фотографов: Б. А. Смирнова, Г. Ф.Коновалова, Г. И. Чертова и других.
Артерия жизни : [телевизионная программа]. Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. Продолжительность: 26 мин 04 с. В фильме рассказывается о малоизвестной "артерии жизни", которая обеспечивала Ленинград топливом в годы блокады. Благодаря ей выезжали на тушение горящих домов пожарные, развозились по магазинам спасительные продукты, поднимались в воздух боевые самолеты, шли в атаку танки Ленинградского фронта. Благодаря ей стал возможен прорыв блокады. Эта артерия – первый в Советском Союзе подводный трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера. Фильм рассказывает о том, как возник столь смелый проект, как происходило сверхсекретное "особое строительство №6", какую роль в этой истории сыграли военные водолазы, среди которых легендарная Нина Соколова – первая в мире женщина – тяжелый водолаз.
Блокадные фрески : [телевизионная программа]. Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки. Продолжительность: 45 мин 09 с. Фильм Алексея Олиферука посвящен малоизученным страницам блокадной жизни. Телепроект "Блокадные фрески" складывался в течение нескольких лет на основе записей многочисленных интервью с непосредственными свидетелями блокадного времени и участниками обороны Ленинграда. Авторы сделали акцент на повседневной, бытовой жизни ленинградцев. Работа магазинов, госпиталей, детских домов и заводов предстает глазами бывших ремесленников, санитарок, сандружинниц, ветеранов МПВО.
О войне и о победе языком книги (О. Ф. Берггольц и авторы "Блокадной книги"): [видеолекция]. Продолжительность: 45 мин 20 с. Видеолекция представлена в рамках просветительского проекта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина "Видеолекторий "Знание о России".
Ленинградская битва и ее роль в достижении победы в Великой Отечественной войне : [видеолекция] / Фролов Михаил Иванович, доктор исторических наук, профессор, заведующий научно-образовательным центром исторических исследований и анализа ЛГУ им. А. С. Пушкина, вице-президент Академии военно-исторических наук. Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Продолжительность: 58 мин 17 с. Видеолекция представлена в рамках просветительского проекта Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина "Видеолекторий "Знание о России".
См. также в Президентской библиотеке:
Оборона и блокада Ленинграда // Память о Великой Победе;
Боевые операции (Фотохроника ТАСС) : Оборона и блокада Ленинграда // Память о Великой Победе;
В блокадном Ленинграде была исполнена 7-я («Ленинградская») симфония Д. Д. Шостаковича // День в истории. 9 августа 1942 г.;
Грамота Ленинграду. Вашингтон, 17 мая 1944;
Дар блокадников Президентской библиотеке к 65-летию Великой Победы : [фоторепортаж]. СПб., 7 мая 2010 г.;
Оборона Ленинграда : [фрагменты кинохроники];
Началась блокада Ленинграда // День в истории. 8 сентября 1941.
О начале героической защиты Ленинграда от немецких захватчиков – в исторических материалах Президентской библиотеки
История о матери-блокаднице и дочери, ждущей её в эвакуации
Воспоминания о блокаде: «до войны я собирала фантики от конфет, во время войны – осколки от бомб и снарядов…» |